Что такое дизартрия

Причины и методы лечения дизартрии у детей

Дизартрия у детей – это состояние, при котором нарушается произношение слов в результате поражения нервной системы. При этой патологии страдает иннервация речевого аппарата (языка, губ и мягкого неба).

Оглавление:

Отличительной чертой заболевания является нарушение всей речи в целом, а не только отдельных звуков.

Причины развития дизартрии

Заболевание встречается у 5% всех детей. Выделяют несколько важных факторов, способствующих возникновению дизартрии у ребенка:

  • внутриутробная гипоксия плода;
  • резус-конфликтная беременность;
  • тяжелые гестозы;
  • недоношенность;
  • асфиксия;
  • родовые травмы;
  • затяжная желтуха;
  • гидроцефалия;
  • опухоли головного мозга;
  • менингит;
  • энцефалит;
  • гнойный отит;
  • черепно-мозговая травма.

Довольно часто дизартрия у ребенка встречается в сочетании с детским церебральным параличом. Причины возникновения обеих патологий схожи и связаны с повреждением нервной системы малыша внутриутробно или в процессе родов. Нередко травмирующие факторы оказывают свое влияние в первые два года жизни, приводя к формированию дизартрии.

Не забывайте о регулярных врачебных осмотрах в первый месяцы жизни ребенка. Не пропустите болезнь!

Классификация дизартрии

Дизартрия у детей существует в нескольких разновидностях. Формы заболевания разделяются по расположению патологического очага.

Для этой формы заболевания характерен паралич мышц, непосредственно отвечающих за формирование речи. При такой патологии поражаются многие нервные волокна, в результате чего нарушается активность определенных групп мышц. Часто эта форма заболевания сопровождается нарушением глотания жидкой пищи и другими расстройствами. Артикуляция при этой патологии крайне невнятная, звуки практически не различаются между собой. Характерно отсутствие мимики.

Характеристика этой формы заболевания включает в себя паралич речевых мышц в результате повреждения структур головного мозга. Нередко такая патология сочетается с другими признаками повреждения нервной системы (непроизвольный плач или смех, наличие рефлексов орального автоматизма у ребенка старше 6 месяцев). Отличительным признаком этой разновидности дизартрии у ребенка является монотонная речь.

Характеризуется односторонним поражением структур коры головного мозга, что закономерно приводит к парезу или параличу речевых мышц. Симптомы заболевания включают в себя неправильное произношение отдельных слогов, хотя общая структура речи сохраняется.

Для этой формы заболевания характерно повреждение мозжечка – особой структуры головного мозга. При этом варианте заболевания речь ребенка становится растянутой, с постоянно меняющейся громкостью и тональностью.

Характеристика этого варианта дизартрии включает в себя поражение подкорковых структур, отвечающих за формирование речи. Подкорковая форма отличается невнятной и смазанной речью. У детей часто сочетается с гиперкинезами (патологическими движениями в различных группах мышц).

Чаще всего встречается при различных травмах у ребенка в возрасте до 2 лет. Для этой формы характерно сочетание нескольких причин и факторов, приводящих к формированию дизартрии.

Признаки дизартрии

Характеристика патологии заключается не только в выявлении причины и места поражения речевого аппарата, но и в определении степени тяжести болезни. Специалисты выделяют 4 формы заболевания, отличающихся по выраженности нарушений речи у ребенка.

Стертая дизартрия (I степень)

При этой форме заболевания дети не слишком отличаются от своих сверстников. Заболевание, как правило, выявляется в возрасте 4-5 лет. Симптомы патологии не слишком специфичны и могут маскироваться под другие схожие болезни нервной системы. При стертом варианте дизартрии родители замечают смешение, искажение или замену одних звуков другими. Очень часто малыши не могут выговорить свистящие и шипящие звуки. Многие дети испытывают определенные сложности в произнесении длинных слов, опуская часть звуков.

Стертая форма дизартрии очень похожа на дислалию, и даже опытным специалистам не всегда удается с первого приема выставить верный диагноз. Дислалия у детей характеризуется появлением различных дефектов речи при полной сохранности речевого аппарата. В противовес этому при дизартрии нарушена иннервация мышц, отвечающих за формирование речи у ребенка. Дислалия чаще обнаруживается у детей 6-7 лет и школьников, тогда как стертую дизартрию определяют несколько раньше.

Обнаружили у ребенка дефекты речи? Обратитесь к врачу!

Стертая дизартрия сопровождается и другими симптомами. У многих детей отмечается снижение интонационной окраски речи. Нередко голос приобретает характерный носовой оттенок. Большинство детей со стертой формой заболевания не способны имитировать различные звуки (например, подражать мяуканью кошки или мычанию коровы). Характерна монотонность голоса при рассказывании стихов или пересказе текста.

Стертая форма дизартрии является самым легким вариантом течения болезни.

II степень дизартрии характеризуется довольно понятной речью с выраженными дефектами произношения. Понять ребенка можно, однако для этого приходится прилагать определенные усилия. Лечение дизартрии наиболее эффективно именно на первой и второй стадиях заболевания.

В III стадии болезни речь малыша становится понятной только его родителям и некоторым близким людям. Посторонним разобрать слова ребенка бывает достаточно сложно.

В IV стадии речь малыша непонятна даже родителям или же вовсе отсутствует.

Диагностика дизартрии

Обследование детей с дизартрией включает в себя:

  • осмотр невролога;
  • консультацию логопеда;
  • ЭЭГ (электроэнцефалографию) и другие электрофизиологические методы;
  • транскраниальная магнитная стимуляция;
  • МРТ головного мозга.

Осмотр у логопеда состоит из нескольких этапов:

  • оценка имеющихся речевых нарушений;
  • определение расстройств, не связанных с артикуляцией;
  • оценка работы мимических и лицевых мышц;
  • исследование речи (произношение, ритм, темп и разборчивость);
  • оценка письменной речи (у детей старше 5 лет).

Лечение дизартрии

Успех коррекции заболевания во многом зависит от формы дизартрии, степени тяжести и наличия сопутствующей патологии. Легче всего поддается терапии стертая дизартрия. При этой разновидности болезни рекомендуется наблюдение у невролога, а также регулярные занятия с логопедом.

Лечение дизартрии обязательно включает в себя следующие этапы:

  • стимуляция физиологического дыхания;
  • развитие речевого дыхания (дыхательная гимнастика);
  • активизация речевого аппарата (в том числе гимнастика и массаж);
  • стимуляция мелкой моторики;
  • развитие голоса;
  • коррекция произнесения звуков;
  • развитие тональности и выразительности речи;
  • стимуляция речевой коммуникации.

В настоящий момент существует множество секций и кружков для детей с дефектами речи. В некоторых из них занятия проводятся в присутствии родителей. Также возможны индивидуальные занятия с логопедом.

Медикаментозное лечение назначается при выявлении неврологических заболеваний, способствующих развитию нарушений речи. При этом симптомы дизартрии у ребенка сочетаются с различными двигательными и сенсорными расстройствами. Лечение основного заболевания проводит невролог, после чего логопед занимается коррекцией речевых нарушений.

В терапии неврологических заболеваний активно используются ноотропные препараты. Такое лечение стимулирует умственную деятельность, улучшает память и внимание, а также повышает способность к обучению. Из наиболее популярных препаратов стоит отметить глицин, церебролизин, «Фенибут», «Пантогам» и «Энцефабол». Лечение ноотропными препаратами довольно длительное. Дозировка и кратность приема препаратов определяются врачом.

Не принимайте ноотропы без назначения врача!

Лечение дизатрии также включает в себя физиотерапию. Хороший эффект замечен от точечного массажа, ЛФК и лечебных ванн. Массаж ребенку обязательно должен делать специалист, разбирающийся во всех тонкостях терапии. Для лечения нарушений речи у детей также активно применяется иглоукалывание и другие методы воздействия на рефлексогенные зоны.

Большое значение в терапии заболевания придается контакту с родителями. Эффективное лечение дизартрии невозможно в изоляции. Родителям больного ребенка следует как можно больше времени уделять своему малышу и поощрять его попытки говорить правильно. Многие дети, стесняясь своего дефекта, замыкаются и предпочитают просто молчать. Родителям следует мягко и осторожно подвести своего ребенка к тому, что речь необходимо развивать, и вместе с малышом осваивать все упражнения, рекомендованные логопедом.

Прогноз заболевания зависит от формы и степени тяжести. Легкой степени дизартрия у детей хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов развить речь ребенка и помочь ему адаптироваться в окружающем мире. У стертой дизартрии достаточно благоприятный прогноз – вплоть до полной коррекции речи.

Профилактика заболевания заключается в предупреждении внутриутробной гипоксии плода, а также защите малыша от травм в процессе родов. Такие меры позволяют предотвратить повреждение головного мозга новорожденного, а значит, уберечь ребенка от дизартрии и других заболеваний нервной системы. При появлении первых признаков нарушения речи следует обратиться к врачу.

Вопросы и предложения:

Внимание! Копирование материалов сайта возможно только с разрешения администрации и с активной ссылкой на первоисточник.

Информация предоставляется с целью ознакомления. Самолечение может привести к нежелательным последствиям! При первых признаках заболевания обратитесь к врачу.

Источник: http://agushkin.ru/zdorove/dizartriya-u-detej.html

Дизартрия — что это такое? Дизартрия у детей: виды, причины, симптомы

Одной из причин частого посещения логопеда могут стать недостатки в произношении ребенка, которые отчасти напоминают дислалию (нарушение звукопроизношения), однако устранить данное нарушение гораздо сложнее. Именно в таких случаях специалист употребляет термин «дизартрия».

Определение термина

Как говорят специалисты, речевая дизартрия – это нарушение речи, при котором ухудшается связь между ЦНС (центральной нервной системой) и речевым аппаратом. Данное заболевание выражается в том, что произношение отдельных звуков или слогов затруднено. Возможно искаженное их произношение. Однако невозможно выделить, какой именно звук вызывает у ребенка затруднения, поскольку нарушенной является вся произносительная часть речи.

Внешние проявления заболевания

Основным показателем дизартрии является расстройство артикуляции отдельных звуков, а также дефекты голосообразования. Это касается нарушения темпа речи ребенка, ритма и интонации. Все эти особенности могут быть выражены в разной степени и сочетании. Зависит это от многих факторов: места поражения нервной системы (центральной и периферической), а также от тяжести имеющегося нарушения и времени, когда дефект возник.

Как слышится стертая дизартрия у детей? Речь ребенка с этим дефектом со стороны слышится так, будто он не в состоянии произнести многие звуки, например шепелявит и не выговаривает, как правило, согласные звуки, некоторые частицы речи как бы «проглатывает». Неспециалист может сказать, что речь напоминает разговор с полным ртом.

Признаки дизартрии

Характеристика дизартрии включает в себя такие признаки заболевания:

  • ограничение подвижности мышц лица;
  • нечеткая речь;
  • голос может быть тихим или, наоборот, резким;
  • ритм дыхания нарушен;
  • речь может быть ускоренной или, наоборот, замедленной;
  • проблемы с жеванием, полосканием рта;
  • общая неуклюжесть;
  • трудности с ежедневными выполнениями действий, таких как шнуровка или застегивание пуговиц.

Основные причины

Дизартрия — что это такое? Это нарушение речи человека, основной причиной которого являются различные повреждения нервных центров, которые расположены непосредственно в головном мозге. Они отвечают за артикуляцию, а именно за способность человека управлять органами, которые участвуют в образовании звуков речи и произношении их.

Помимо этого, причинами дизартрии могут быть:

  • черепно-мозговые травмы различной тяжести;
  • инсульты (в наибольшей степени способствуют развитию заболевания стволовые их формы);
  • заболевания головного мозга, например, энцефалит, менингит, а также опухоль;
  • детский церебральный паралич;
  • рассеянный склероз;
  • родовые травмы или внутриутробные заболевания (инфекционные заболевания матери, токсикоз, алкоголизм, наркомания, затяжные или, наоборот, стремительные роды, асфиксия и др.).

Причины заболевания весьма специфичны, вот почему можно смело сказать, что дизартрия имеет строго определенное происхождение. В связи с этим и коррекция заболевания должна быть полностью направлена на то, чтобы устранить главный фактор, ставший причиной заболевания.

Формы дизартрии

Заболевание может быть выражено как в легкой форме, так и в тяжелой. Последняя чаще всего характерна для детей, имеющих диагноз «детский церебральный паралич», и является одной из составляющих патологии. Такие пациенты должны находиться под комплексным наблюдением как логопеда, так и врача-специалиста в особых образовательных учреждениях. В обычных дошкольных учреждениях и школах можно встретить детей с легкой степенью заболевания или так называемой стертой формой дизартрии. Эта форма проявляется в легкой степени ограничения работы артикуляционного аппарата, а также моторики ребенка, нарушениях произношения. Речь такого ребенка, как правило, окружающие понимают, но она в некоторой степени все же нечеткая.

Чему нужно учить ребенка?

Дети, у которых диагностирована стертая форма дизартрии, практически не отличаются от своих сверстников и очень редко привлекают к себе внимание. Но все же у них есть некоторые характерные особенности. В первую очередь они нечетко говорят и страдают нарушением аппетита. Им трудно пережевывать твердую пищу, поэтому такие дети часто отказываются от мяса, моркови, твердого яблока. Можно заметить, что они часто держат непережеванную пищу за щекой. Ошибкой родителей в таком случае бывает то, что из рациона эти продукты они убирают, тем самым еще больше усугубляя состояние ребенка. Лучше приучать малыша к твердой пище, правда, делать это желательно постепенно.

А вот с гигиеническими навыками все гораздо сложнее, поскольку они требуют четкого действия мышц. Ребенок с дизартрией не сможет полоскать рот, так как мышцы, которые задействованы в этом процессе, плохо развиты. Задача родителей – научить надувать щеки и удерживать таким образом воздух, перекачивать из одной стороны в другую, втягивать щеки и при этом держать губы сомкнутыми. Выполняя регулярно эти упражнения, ребенок сможет самостоятельно полоскать рот.

Шнуровать ботинки и застегивать пуговицы такие дети тоже постоянно отказываются. Для обучения эти навыкам нужно постепенно заниматься развитием мелкой моторики рук, используя для этих целей специальные упражнения. Например, сначала тренироваться выполнять данные действия на куклах или на снятой верхней одежде. Взрослый принимает в этом активное участие, а не просто пассивно наблюдает. После неоднократного повторения этих действий ребенок сможет сам себе застегивать пуговицы на одежде.

Также ребенка необходимо обучать зашнуровывать обувь. Для выработки этого навыка родителям помогут специальные фигуры из картона, на краях которых есть отверстия на расстоянии в 1 см друг от друга. Задача ребенка – продеть во все эти дырочки шнурок, который имеет металлический наконечник. Действия должны быть направлены на обматывание краев. Для поддержания интереса к подобным упражнениям фигуру можно украсить на ваше усмотрение. Можно даже позволить ребенку сделать из этой фигуры с помощью собственноручной шнуровки игрушку-подарок для лучшего друга. После многочисленных таких действий ребенок легко сможет шнуровать сначала ботинки, которые сняты с ног, а потом и непосредственно обутую обувь.

Трудности возникают и во время изобразительной деятельности. Малышам трудно держать правильно ручку и карандаш, пользоваться ножницами, а также регулировать нажим на карандаш или кисточку во время процесса. Для обучения работы с ножницами рекомендуется родителям проводить так называемые совместные действия, то есть вложить свои и пальцы ребенка в кольца ножниц и таким образом отрабатывать подобные действия. При постепенном развитии мелкой моторики можно выработать точность движений, необходимую для творческой деятельности.

Физические упражнения и любая другая подобная деятельность вызывают некоторые трудности. Стертая дизартрия у детей не позволяет выполнять движения в соответствии со слышимой музыкой.

Разновидности дизартрии

Данное заболевание может иметь различную причину возникновения, именно поэтому и выделаются разные его виды:

  1. Бульбарная дизартрия. Основной причиной этого вида заболевания является воспалительный процесс в продолговатом мозге или присутствие там опухоли. На бульбарную дизартрию указывают амимичное лицо, замедленная речь, которая в то же время является сильно невнятной и нечеткой.
  2. Спастическая или псевдобульбарная дизартрия. Данный вид заболевания является наиболее распространенным. Причинами могут быть различные органические поражения головного мозга, например, после энцефалита, родовой травмы, сильной интоксикации организма или при наличии опухоли. Псевдобульбарная дизартрия характеризуется нарушением общей и речевой моторики ребенка, а также нарушением процессов сосания, глотания и работы лицевых мышц.
  3. Подкорковая дизартрия может возникнуть как результат поражения подкорковых узлов, которые расположены в головном мозге. Основными признаками являются нарушенный мышечный тонус и гиперкинез (движения, которые человек не контролирует). Последнее можно наблюдать и при спокойствии ребенка, однако усиливаются они, как правило, во время разговора. Данные характеристики заболевания обусловлены тем, что происходит нарушение артикуляции. Ребенок в некоторых ситуациях без проблем произносит звуки, слова и даже короткие предложения, но может через считанные секунды стать неспособным это сделать, поскольку может наступить совершенно внезапно так называемый артикуляционный спазм. Язык напрягается, а голос при этом прерывается. При подкорковой дизартрии, как правило, страдают темп, ритм речи и ее интонация.
  4. Корковая дизартрия. Что это такое? Данное заболевание выражается в затрудненных процессах выделения и распознавания. Моторику артикуляционного аппарата ребенок регулировать не может. Таким детям трудно переключаться от одного звука к другому. Это означает, что изолированно звуки произносятся без проблем, однако в едином речевом потоке они сильно искажаются, особенно это заметно при произношении комбинации согласных звуков. Если темп речи такого ребенка достаточно высок, то присутствует заикание. Стоит отметить, что этот вид заболевания распознать довольно сложно. Очень часто его путают с алалией и дислалией.
  5. Мозжечковая дизартрия у детей. Данный вид заболевания встречается очень редко, особенно в чистом виде. Основным признаком его является рубленая речь. В некоторых случаях она может сопровождаться выкриками в виде изолированных звуков.

Диагностика заболевания

Диагноз «дизартрия» (что это такое, было рассмотрено в начале статьи) может быть поставлен уже при первоначальном осмотре неврологом или логопедом. Для установления причины заболевания используются, как правило, методы обследования с использованием техники.

Самая большая трудность в процессе диагностики может быть связана с тем, что отличить дизартрию, а именно псевдобульбарную и корковую формы, от похожей дислалии достаточно сложно. Именно поэтому и используются высокотехнологические методы обследования, которые помогают достаточно легко определить причину нарушения речи. Как было сказано выше, причиной дизартрии является очаговое поражение головного мозга. Могут использоваться компьютерная или магнитно-резонансная томография мозга.

Коррекция дизартрии

Дети, у которых диагностирована дизартрия речи, нуждаются в постоянном специальном обучении, которое направлено на исправление дефектов звуковой части речи ребенка, развитие его лексического запаса, грамматического строя, навыков письма и чтения. Коррекция проводится в специализированных учебных учреждениях — школах и садах.

Логопед, который проводит коррекционные занятия, должен четко знать и понимать структуру речевого дефекта каждого вида дизартрии, механизмы моторики ребенка, как общей, так и речевой. И к каждому ребенку специалист находит индивидуальный подход, учитывая личностные особенности пациента. Независимо от того, какая у ребенка дизартрия, лечение должно быть доверено исключительно профессионалам.

Если наблюдается легкая степень этого заболевания, достаточно пройти специальный курс коррекции, а после него жить в привычных условиях и выполнять упражнения с родителями, которые прошли подробный инструктаж перед этим. А вот тяжелые формы дизартрии требуют постоянного нахождения ребенка в специализированных коррекционных заведениях (как правило, это специнтернаты), которые специализируются на обучении и воспитании детей с дефектами речи. После окончания подобного учреждения ребенок получит аттестат о неполном среднем образовании.

Вся коррекционная работа включает в себя определенные этапы:

  • логопедические занятия, которые направлены на формирование лексико-грамматического и фонетического компонентов речи;
  • специализированные занятия, основная цель которых заключается в исправлении коммуникативной функции речи;
  • коррекция письма;
  • развитие пространственного мышления.

Развитие моторики

Вместе с проведением логопедических коррекционных занятий требуется развитие общей моторики ребенка. Хорошо зарекомендовала себя особая дыхательная гимнастика, автором которой является Стрельникова А. Н. Все упражнения направлены на развитие речевого дыхания. Помогут справиться с проблемой гирудотерапия, ЛФК, различные виды массажа, физические процедуры, направленные на укрепление организма. При проведении данных процедур ребенок должен находиться в дневном стационаре. Курс лечения, как правило, длится до 4 недель. После этого срока при положительной динамике лечение может продолжиться в амбулаторных условиях.

Для того чтобы дизартрия (что это такое, можно прочитать в начале статьи) была устранена, очень важно, чтобы родители обратились к специалистам на ранних стадиях.

Источник: http://www.syl.ru/article/184648/undefined

Дизартрия

Дизартрия – расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Дизартрия

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии. В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Причины дизартрии

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов, родовые травмы, асфиксия при рождении, ядерная желтуха новорожденных, недоношенность и др. Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой травмы, тяжелых интоксикаций.

Классификация дизартрии

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

  • бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
  • псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
  • мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
  • корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.

2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.

3 степень — понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.

4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Симптомы дизартрии

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Характеристика клинических форм дизартрии

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизаритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Диагностика дизартрии

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии, электромиографии, электронейрографии), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.

Логопедическое обследование при дизартрии включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Коррекция дизартрии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика дизартрии

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Дизартрия — лечение в Москве

Cправочник болезней

Нарушения речи

Последние новости

  • © 2018 «Красота и медицина»

предназначена только для ознакомления

и не заменяет квалифицированную медицинскую помощь.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysarthtia

Дизартрия, что это такое? — Виды, симптомы и лечение дизартрии

Дизартрия — это нарушение речи (сенсомоторное расстройство), обусловленное дисфункцией моторных (фонетических) функций, вызывающее нарушение в голосообразовании и произношении.

Голосообразование человека – явление не совсем разгаданное и сложное — частотность, тембр, громкость или тоновый диапазон зависит не только от работы мышечного аппарата, участвующего в функционировании отдельных произносительных структур, но и от естественного потенциала всего нервно мозгового аппарата человека.

Развитие речи обусловлено согласованной деятельностью всех функций мозга и обширным комплексом нейронов в различных отделах ЦНС, регулирующих работу всего организма.

Нормальное восприятие речи и азы артикуляции обеспечивают речевые зоны мозга. Они располагаются в многоуровневой системе коры мозга и осуществляют регуляцию подвижной (динамической) речевой памяти человека.

Дизартрия является следствием нарушения связи речевого аппарата с ЦНС. Несостоятельность иннервационных процессов развивает погрешности в артикуляции со стороны речевого произношения.

Генезис развития обусловлен локальными процессами в мозговых структурах (травмы, инсульты, опухоли, интоксикации и гнойные процессы), вызывающих расстройства тех областей мозга, которые отвечают за мимическую и артикуляционную мускулатуру.

Патологические процессы в разных отделах мозговой оболочки проявляются качественно-отличимыми речевыми нарушениями, вследствие чего, картина болезни выражается в соответствии с патологиями в определенной области мозговых структур, обусловливая ту или иную форму заболевания.

Виды и признаки дизартрии

В клинической практике артикулярных патологий дизартрию, нарушение речи, подразделяют на виды и формы по расположению патологических дисфункций и проявлению симптоматики, сопровождающей заболевание.

Мозжечковый вид заболевания обусловлен патологиями, поражающими «малую» заднюю мозговую область (мозжечек), отростки нейронов (нервы), осуществляющие взаимосвязь с ЦНС и лобно-мозжечковые пути. Проявляется ослаблением в кожно-мышечных губных складках и мышцах языка, вызывая распластанность его формы и ограничение подвижности.

Колебания мышечного напряжения становиться препятствием для поддержания нормальной артикуляции из-за повышенного или недостаточного движения. Проявляясь:

  • Частичным параличом и провисанием мягких структур неба;
  • Затрудненным процессом жевания;
  • Гнусавым произношением многих звуков;
  • Вялой и невыразительной мимикой;
  • Невнятной, замедленной и затрудненной речью;
  • Неправильной речевой модуляцией и постановки ударений;
  • Выкриками отдельных моментов речи и затуханием голоса в конце предложений;
  • Шаткой походкой и нарушением координации.

Подкорковая дизартрия обусловлена патологическими процессами в ядерных центрах мозгового серого вещества, вызывая дисфункции в мозговой системе управления (экстрапирамидной), проявляясь нарушениями мышечного напряжения, регуляции последовательности и силы их сокращений, естественного автоматизма движений. Патологический процесс сопровождается нарушением членораздельности и четкости произношения.

Повреждения непостоянны и разнообразны, их проявления зависят от эмоциональных субъективных состояний. Характеризуются:

  • Отклонениями в звуковом тембре, голосом громким, резким и охрипшим;
  • Постепенным ослаблением силы звучания слов при разговоре, с переходом к шепоту;
  • Непонятными и не правильными звукопроизношениями;
  • Монотонностью и однообразием речевых оборотов с полным отсутствием эмоций;
  • Большим нарушением произношения тонообразующих (гласных) звуков;
  • Внятной артикуляцией в состоянии покоя и большим искажением произношения в состоянии возбудимости;
  • Непроизвольными выкриками гортанных звуков.

В большинстве случаях данная симптоматика может сочетаться с тугоухостью, в частности – слуховые нарушения высоких звуковых тонов.

Форма бульбарной дизартрии обусловлена симптома-комплексом нарушений в рече-двигательном анализаторе вследствие различных патологических процессов в отделе продолговатого мозга, вызывая мышечные парезы или параличи в глотке, языке, тканях неба, мышцах гортани и нижней челюсти.

С возможным развитием расслабленности или мышечной атрофии, что нарушает глотательные функции и свободный проход воздуха при выдыхании, приводящие:

  • К ослаблению и гнусавости голоса;
  • Отсутствию произношения звуков звонких тонов;
  • Замене одних звуков другими (смычных на щелевые);
  • К преобладанию в разговоре плоскощелевых глухих звуков.

Развитие корковой дизартрии – следствие очаговых поражений ЦНС в области корковых структур мозга. Данная форма отображает целый ряд расстройств речевой моторики в виде:

  • Замещения шипящих звуков на свистящие и наоборот;
  • Распада на составные части сочетаний многих согласных звуков;
  • Замещения звонких звуков на глухие, а твердых на мягкие;
  • Увеличения голосового тона;
  • Замедленной и инертной артикуляцией;
  • Пропусков целых слогов или их перестановки, что обусловлено трудностью определенных движений языка.

По степени тяжести, сопровождающих дизартрию симптомов, заболевание имеет три стадии течения:

  1. Легкую и стертую, проявляющиеся стойким нарушением артикуляции, в особенности произношения свистящих звуков и шипящих.
  2. Средняя или типичная стадии, характеризуются четкими артикулярными расстройствами.
  3. Тяжелой, обусловленной полным отсутствием членораздельного произношения – анартрией.

Дизартрия у детей — особенности проявления

В противоположность проявлению артикуляционных патологий у взрослых, у которых не проявляется нарушения восприятия и содержательного значения посторонних разговоров, дизартрия речи ребенка проявляется нарушениями техники письменности и параметров чтения, искаженным звуковым восприятием.

Из всех форм нарушения артикуляции, самый часто встречаемый вид детской дизартрии – псевдобульбарная, обусловленная сложным неврологическим генезисом.

Почти у 85% малышей, страдающих этой патологией, имелись в анамнезе патологии внутриутробного развития, травмы, полученные при рождении, и которые в настоящий период страдают церебральным параличом.

Развитие патологии обусловлено поражением структур мозга, отвечающих за мышечную динамику, и черепных нервов, вызывающих нарушения мелкой моторики и произвольных движений языка (в основном его кончика). Развиваются процессы ограничивающие подвижность мышц артикуляции или полностью их блокирующие. Мышцы языка напряжены и движения его не выражены.

Иногда отмечается подтянутостью его кзади, что провоцирует перекрывание глоточного входа. Высунуть язык наружу и удерживать его, ребенку не всегда удается. Он отклоняется в сторону, либо ложиться на нижнюю губную складку. Язык пассивен и быстро устает от движений. Отмечаются патологии в моторике лицевых мышц. Лицо приобретает маскообразное, неподвижное состояние.

Поражение может быть одностороннее или левостороннее, кроме того, что страдают речевые функции, такие дети не способны себя обслужить (раздеться, одеться), они с трудом прыгают и бегают. Нарушаются жевательные функции, дети отказываются от еды, если она твердая, отмечается слюноотделение, которое ребенок не в состоянии удержать.

  • У младенцев, дизартрия проявляется нарушением сосательных функций, он часто срыгивает еду. Малыши постарше вообще не издают звуков, первые слова, как правило, произносят к годам трем. У малышей нарушены функции мелкой моторики, они очень неуклюжи.

Стертая дизартрия у детей

Чтобы не подвергать ребенка серьезной психологической травме и вовремя начать коррекцию нарушений, очень важно своевременно диагностировать у ребенка стертую форму дизартрии, обусловленную небольшими (точечными) повреждениями мозговых структур.

  • Патологические процессы проявляются частичным парезом отдельных мышц артикуляции (один бок языка, либо только кончик).

При стертой дизартрии, характеристика речевого темпа и ритма остаются неизменными, а нарушается лишь артикуляция отдельных звуков. Речевые расстройства при стертой форме дизартрии проявляются и внешними признаками. Из-за мышечной паретичности в языке, его нельзя удержать за зубами, что проявляется межзубным произношением.

Иногда встречается боковая артикуляция согласных, обусловленная частичным односторонним парезом языка. Если ребенок высунет его, то заметно отклонение его в сторону, а при разговоре, во рту он принимает положение ребром, обеспечивающее боковую утечку воздуха.

Стертая дизартрия никогда не исправляется с возрастом, о чем говорит ее наличие у множества людей различных возрастных групп.

О диагностике дизартрии

Логопедия является важнейшим фактором в диагностике и лечении дизартрии у детей. Работа по коррекции артикуляции ведется при участии невролога и логопеда, так как лечение фоновой патологии тесно переплетено с восстановительными функциями речи.

Диагностический поиск начинается с выявления неврологических и физических отклонений, анамнеза – стандартного опроса для выявления причинного фактора проявления заболевания.

Врачом-логопедом заполняется карта речевой характеристики, где фиксируются аспекты речевого развития – появление первых слов, оценка уровня произношения, выявление трудностей с чтением и письмом.

Лечение дизартрии — препараты, массаж и коррекция

Лечение дизартрии в игровой форме, фото

Эффективное лечение дизартрии у детей включает лечебно-педагогический комплекс воздействия – медикаментозная терапия, логопедическая коррекция, ЛФК, массаж и дыхательная гимнастика.

Медикаментозная терапия назначается неврологом индивидуально с учетом фоновой патологии. Включающей:

  1. Препараты для сосудов мозга — «Циннаризина», «Кавинтона», «Инстенона» или «Глиатилина» и «Стугерона».
  2. Нейрометаболические стимуляторы – «Энцефабола», «Пантокальцина» и «Пикамилона».
  3. Метаболические средства, в виде «Актовегина», «Церебролизина» и «Церебролизата».
  4. Психотропные препараты – из серии «Ново-пассита», «Персена», «Тенотена».

Логопедическая коррекция включает артикуляционные упражнения и восстановительную гимнастику:

  • для постановки правильных дыхательных функций;
  • для развития речевого слуха, остроты памяти и внимания;
  • для стимуляции координации моторики и артикуляции.

Логопедический массаж, при лечении дизартрии у ребенка, направлен на расслабление и стимуляцию губ, неба, языка, что поспособствует восстановлению артикуляции. Сеансы массажа корректируются логопедом. В него входят легкие разминания, прямое, волнообразное и спиралевидное поглаживание, растягивание губ и пощипывание.

Освоив технику массажа, его вполне можно проводить самостоятельно в игровой форме, чтобы заинтересовать ребенка.

Упражнения ЛФК и дыхательная гимнастика подбираются индивидуально и включают множество различных методик для разных возрастных групп – классические формы и игровые. Основная направленность – восстановление функции моторики и правильного дыхания.

Отличных результатов в лечении можно добиться, подойдя к проблеме комплексно и серьезно. Четкое соблюдение всех рекомендаций врача позволит малышу избавиться от комплексов, посещать детские учреждения вместе со здоровыми детьми, совсем немного отставая по уровню развития.

  • Автор: Администратор
  • Распечатать
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

Симптомы и лечение

Информация предоставлена в информационно-справочных целях, ставить диагноз и назначать лечение должен профессиональный врач. Не занимайтесь самолечением. | Пользовательское соглашение | Контакты | Реклама | © 2018 Мед.Консультант — Здоровье On-Line

Источник: http://medknsltant.com/dizartriya/

Дизартрия

Человека отличает от животных организованная и структурированная речь, которая имеет множество функций. Каждого человека с самого рождения обучают речи. Если возникают различные формы отклонений и причины деформации речи, которые и являются симптомами болезней, тогда ребенка направляют на коррекцию или лечение. Дизартрия является одним из подобных нарушений, которые необходимо устранять с помощью специалистов.

Уже в раннем возрасте можно отметить, что у ребенка нарушена речь. На этапе формирования артикуляционного аппарата данный факт трудно установить, поскольку всем детям трудно дается правильное произношение слов и фраз. Однако со временем это становится явным. В первую очередь можно обратиться к логопеду, чтобы он провел диагностику речи ребенка и установил диагноз.

Что такое дизартрия?

Что такое дизартрия? Это нарушение речи, при котором ребенок неправильно (искаженно или затрудненно) произносит звуки, слова, фразы, слоги. Причиной данного расстройства ученые называют поражение головного мозга или различные нарушения в артикуляционном аппарате:

  • Иннервация голосовых связок, мышц мягкого неба или лицевых мышц в результате различных заболеваний, например, волчьей пасти или заячьей губы.
  • Отсутствие зубов.

Следствием речевой дизартрии развивается письменная, когда ребенок не может научиться правильному письму из-за неправильности произношения звуков и слогов. В тяжелых формах дизартрия приобретает формы непонятной для окружающих речи. Вследствие этого ребенок становится замкнутым и изолированным, а также нарушается склонность к нарабатыванию письменных навыков.

Причины дизартрии

Главной причиной дизартрии врачи называют поражение головного мозга, в результате чего возникает иннервация артикуляционного аппарата – органы, которые участвуют в создании речи, мало подвижны. К ним относятся губы, язык, нёбо, голосовые связки и пр.

Если дизартрия проявляется у взрослых людей, то у них не отмечается нарушение письма и чтения. Данные функции сохраняются. Однако появление дизартрии у детей приводит к расстройству в письме и чтении. Ребенок уже изначально становится неспособным к какой-либо форме речи. Устная речь при этом лишена плавности, сопровождается изменением темпа (то ускоряется, то замедляется), сбитым ритмом дыхания.

Выделяют следующую классификацию дизартрии:

  1. Скрытую. Имеет стертую симптоматику, поэтому ее путают в дислалией, от которой дизартрия отличается очагом неврологических симптомов.
  2. Выраженную. Ее основными симптомами являются непонятность, нечленораздельность, невыразительность интонации, дыхания, голоса, а также нарушенное звукопроизношение.
  3. Анартрию – полное отсутствие звуковоспроизведения.

Другими причинами дизартрии у детей могут быть:

  • Токсикоз во время беременности.
  • Неправильное развитие плаценты.
  • Несовместимость резус-факторов.
  • Вирусные заболевания во время беременности.
  • Стремительные или длительные роды.
  • Инфекционные болезни мозга у новорожденного.

Другими причинами дизартрии у взрослых становятся:

  • Сосудистая недостаточность.
  • Перенесенный инсульт.
  • Генетические, прогрессирующие или дегенеративные болезни нервной системы (болезнь Хантингтона, Альцгеймера).
  • Опухоль или воспаление головного мозга.
  • Рассеянный склероз.
  • Астенический бульбарный паралич.

Дизартрия делится на степени тяжести:

  1. Легкая – нарушение мелкой моторики, движений артикуляционных органов, произношения звуков. Речь нечеткая, но понятная.
  2. Тяжелая – связана с детскими церебральными параличами.

Менее распространенными причинами дизартрии называют:

  • Передозировка лекарства.
  • Отравление угарным газом.
  • Травмы головы.
  • Интоксикация вследствие злоупотребления наркотиками или алкоголем.

перейти наверх

Дизартрия у детей

Часто дизартрия проявляется у детей, что имеет своеобразные формы проявления. Ее можно распознать по:

  1. Трудностям в произношении всех звуков. Дети их коверкают, искажают.
  2. Трудностям с жеванием и глотанием.
  3. Недоразвитости мелкой и крупной моторики: трудно прыгать на одной ноге, застегивать пуговицы, вырезать из бумаги.
  4. Трудностям с освоением письменной речи.
  5. Трудностям в употреблении предлогов и при составлении предложений.
  6. Расстройству голосообразования, изменению интонации, ритма и темпа речи.

Комбинация всех расстройств, которые отмечаются у ребенка при дизартрии, отличается в зависимости от тяжести болезни, степени, очага поражения нервной системы и времени развития. Отличаются речевые, двигательные и психические расстройства у данной категории детей.

Таких детей следует обучать в специализированных школах, где сначала проводится диагностика и уточнение вида и степени болезни, после чего применяется индивидуальный подход к обучению малыша.

Формы дизартрии

Выделяют различные формы дизартрии:

  1. Бульбарная – проявляется в снижении мышечного тонуса, атрофии или параличе мышц языка и глотки. Речь становится невнятной, замедленной, нечеткой. Возникает вследствие опухолей или воспаления в продолговатом мозге. Люди с данной формой дизартрии обладают низкой мимической деятельностью.
  2. Подкорковая – проявляется в нарушении тонуса и непроизвольных движениях мышц (гиперкинез). В спокойном состоянии и обстановке в кругу знакомых и близких ребенок неправильно произносит слова, звуки, фразы. Ситуация усугубляется, если ребенок попадает в стрессовую обстановку – он не может произнести ни слога. Изменяется интонация, темп и ритм. Речь становится либо быстрой, либо медленной, при этом существует большой разрыв между словами. Развиваются дефекты звукообразования и коммуникационные навыки. Может также развиться нарушение слухового аппарата.
  3. Мозжечковая – проявляется в скандировании или выкрикивании звуков. Возникает редко.
  4. Корковая – проявляется в произношении целых фраз и предложений. Возникают паузы между слова, словно при заикании. Если речь идет интенсивно, тогда возникают различные видоизменения звуков. В то же время отдельные слова ребенок произносит без труда.
  5. Стертая (легкая).
  6. Псевдобульбарная – проявляется чаще всего вследствие различных травм при родах или интоксикации. Легкая форма выражается замедленной и затрудненной речью, что объясняется малой подвижностью губ или языка. Тяжелая форма выражается полным обездвиживанием речевого аппарата, амимичностью, ограниченностью движений губ, в открытом рте.

перейти наверх

Стертая дизартрия

Достаточно часто встречается стертая дизартрия, при которой основными характерными признаками являются:

  • Плохая дикция.
  • Невнятность и невыразительность речи.
  • Замена и искаженность звуков.

Впервые данную форму дизартрии описала О. Токарева, которая указывала на то, что отдельное произношение звуков у детей не вызывает труда, однако произношение их в сложных словах и фразах уже приводят к искажению. Речь становится размытой, нечеткой, смазанной.

Поражение головного мозга приводит к развитию стертой дизартрии. Обычно ее выявляют в 5-летнем возрасте. Если имеются подозрения на наличие дизартрии, ребенка следует отвести к невропатологу, который диагностирует болезнь, а затем назначит лечение. Коррекционная терапия слабо развита, однако она включает комплекс медикаментов, психолого-педагогической работы и логопедической помощи.

Помимо замены или полного отсутствия звуков, у ребенка наблюдается неспособность обучиться навыкам самообслуживания, нарушения в крупной моторике, а также невозможность держать рот закрытым из-за вялости мышц челюсти.

Псевдобульбарная дизартрия

Перенесенные в раннем возрасте инфекционные болезни или травмы головы приводят к появлению псевдобульбарной дизартрии, которая характеризуется нарушением речевой моторики, сосательного рефлекса, глотания. Мышцы лица вялые, изо рта наблюдается слюноотделение.

По степени тяжести выделяют такие формы псевдобульбарной дизартрии:

  • Легкая форма проявляется в неточной, замедленной, невыраженной речи. Также отмечаются нарушения в глотании и жевании. Звуки трудно произносятся и лишены голоса.
  • Средняя форма характеризуется амимичностью и вялостью мышц лица. Детям трудно вытянуть губы вперед или надуть щеки. Также почти неподвижным становится язык. Мягкое небо также практически не участвует в звукообразовании.
  • Тяжелая форма (анартрия) проявляется полным параличом мышц. Лицо маскообразное, челюсть свисает, рот открыт. Речь практически отсутствует, является нечленообразной.

перейти наверх

Диагностика дизартрии

Дизартрию следует не только диагностировать, но и дифференцировать от других болезней, таких как дислалия и афазия. Врач основывает свои выводы на тех навыках, которые уже должны наблюдаться у ребенка, которого проверяют. Если малыш еще не говорит, то обращают внимание на его крик. У страдающих от дизартрии крик является тихим и носовым. Может наблюдаться отвисание нижней губы, асимметричность лицевых мышц. Ребенок может не брать в рот груди, захлебываться молоком, синеть.

Со временем проявляется неспособность ребенка проговаривать звуки. У него также наблюдаются проблемы с глотанием, жеванием. Чем старше становится ребенок, тем больше отмечаются различные отклонения:

  1. Замедленная речь.
  2. Слабовыраженная артикуляция.
  3. Наличие синкинезии.
  4. Просодическое расстройство.
  5. Трудности в удержании и переключении артикуляции.
  6. Нарушение в произношении звуков и их автоматичности.

перейти наверх

Лечение дизартрии

Главное направление в лечении дизартрии – это восстановление функций правильной артикуляции, чтобы ребенок мог в дальнейшем спокойно общаться и обучаться. Все происходит тремя способами: прием лекарств, ЛФК и логопедическая работа. Здесь устраняются нарушение голоса, расстройство речевого дыхания и артикуляции.

Среди медикаментов назначают ноотропы: Энцефабол, Глицин и пр. Лечебная гимнастика включает упражнения, которые разрабатывают мышцы лица. В качестве основного метода лечения выступает массаж, где прорабатываются все мышцы артикуляционного аппарата. Активно используется дыхательная гимнастика А. Стрельниковой.

Ребенок должен тренироваться проговаривать звуки, слова и предложения. Это можно делать как самостоятельно, так и с логопедом. Помимо этого упор делается на развитии моторики и устранении прочих дисфункций.

Коррекция дизартрии

Самостоятельно вылечить дизартрию не получится. Здесь необходимо пользоваться услугами сайта психотерапевтической помощи psymedcare.ru и прочих специалистов. Помимо лечебных мер можно прибегнуть к дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и пр. Коррекция дизартрии зависит от степени тяжести болезни. В основном с больным работает логопед, который разрабатывает его артикуляционный аппарат, дыхание, мышцы лица и т. д.

Коррекционная работа делится на такие этапы:

  1. Массаж, когда разрабатываются мышцы лица.
  2. Упражнения по формированию артикуляции.
  3. Автоматизация при звукопроизношении.
  4. Правильное произношение звуков.

перейти наверх

Прогноз

Дизартрия излечивается в зависимости от мер, которые предпринимались при лечении. Прогнозы остаются разнообразными, что зависит от причин возникновения и способности врачей устранить факторы болезни.

Многое ложится на плечи родителей, которые тоже должны выполнять рекомендации врачей и поддерживать своего ребенка. Следует давать ему любовь и понимание, а также хвалить за любые малейшие достижения.

Статьи из этой же рубрики:

    Аутизм Когда у родителей появляется ребенок, никто не задумывается о том, что он может.
  • Дельфинотерапия 116 Психиатрия
  • Как понять, что влюбилась по-настоящему? 48 Психология
  • Головная боль напряжения 121 Психиатрия

Вся информация, размещенная на страницах сайта является собственностью ее авторов и владельцев проекта. Копирование информации без активной обратной ссылки на сайт Psymedcare.ru строго ЗАПРЕЩЕНО и преследуется по 146 статье Уголовного Кодекса Российской Федерации и Международным законом об авторских правах.

Внимание! Убедительная просьба не воспринимать справочную информацию сайта как указания к действию в лечении того или иного заболевания. Для постановки точного диагноза и лечения необходимо обращаться к специалистам.

Источник: http://psymedcare.ru/dizartriya