Дизартрия у ребенка лечение

Дизартрия у детей: причины, прогноз и лечение в 5 лет



Такой диагноз, как дизартрия у детей, лечение в 5 лет предполагает комплексное. Оно включает помощь психоневролога, занятия с логопедом и медикаментозную терапию.

Оглавление:

В наше время эта проблема довольно распространена, поскольку количество детей, появляющихся на свет с нарушениями деятельности нервной системы, увеличивается с каждым годом.

Описание и симптомы

Дизартрия — это заметное нарушение произношения, возникающее в силу слабой иннервации речевого аппарата из-за органического поражения ЦНС. При этом недуге затруднена подвижность органов, участвующих в речевой деятельности (губ, языка, мягкого неба, гортани), отмечается слабость речевой мускулатуры и дыхания, что затрудняет артикуляцию, поэтому страдает не просто произношение отдельных фонем, а речь в целом. Как правило, дизартрия возникает в детском возрасте, что приводит к сложностям в восприятии речи на слух, искажению произношения слов и как результат — нарушению навыков письма и чтения.

Дизартрия у детей не является самостоятельным недугом. Ее вызывают такие причины, как патологии внутриутробного развития, родовые травмы, расстройства нервной системы, нарушения мозгового кровообращения, инфекционные заболевания мозга, обширные интоксикации и др.

При таком недуге развивается обширный комплекс речевых и неврологических нарушений. Симптомы дизартрии можно выделить следующие:


  • речь нечеткая, смазанная, глухая;
  • часто ребенок говорит «в нос» или с «кашей во рту»;
  • голос тихий, слабый;
  • монотонность речи, отсутствие интонирования;
  • нарушен ритм дыхания;
  • сбивчивая речь, ускоренная или, наоборот, замедленная;
  • в тяжелых случаях наблюдается анартрия — неспособность произносить членораздельные звуки из-за поражения нервно-мышечного аппарата.

Нарушение артикуляции у детей может выражаться в повышенном или пониженном тонусе мышц речевого аппарата. Для ребенка характерно либо слишком сильное смыкание рта, ограничение движений, либо вялый язык, полуоткрытый рот, слюнотечение, ротовое дыхание. Затруднена артикуляция многих звуков, особенно согласных.

В силу сложности нарушения (мозговые поражения и т.п.) для дефектов речи при дизартрии характерна стойкость и трудность преодоления. Период автоматизации звуков довольно продолжительный, поэтому лечение дизартрия требует длительное. Детям с таким нарушением сложно воспринимать речь на слух, что затрудняет формирование словарного запаса и фонематический анализ и синтез. Это приводит к недоразвитию речи и дисграфии.

Степени развития недуга

Дизартрия у детей бывает легкой или тяжелой степени. Тяжелая обычно наблюдается у ребят с ДЦП и легко заметна. В речи наблюдаются сильные искажения, пропуски, замены звуков, она сложна для восприятия и понимания.

Порой родители уверены, что у ребенка нет проблем с речью, однако специалисты при поступлении в школу или при логопедическом обследовании обнаруживают у него стертую форму дизартрии (или легкой степени). При ней наблюдаются небольшие нарушения в работе мышц артикуляционного аппарата, некоторые фонетические дефекты. Речь ребенка в основном понятна, но она невнятная. В этом случае прогноз на восстановление артикуляции более благоприятен, нежели при тяжелой форме недуга.

Стертая дизартрия у ребенка не выделяет его резко среди ровесников, но есть ряд характерных особенностей. Такие ребята говорят невнятно, у них плохой аппетит, поскольку им сложно пережевывать твердую пищу — яблоки, морковь, мясо и т.п. С целью в любом случае накормить ребенка родители дают ему мягкую, перетертую пищу. Но такие действия, к сожалению, приводят к задержке развития речевого аппарата.



Мелкая моторика при стертой форме нарушения тоже страдает, а вместе с ней и гигиенические навыки, необходимые для воспроизводства точных движений. Ребенку трудно полоскать рот, поскольку слабый мышечный аппарат щек и рта это не позволяет. Нужно учить малыша надувать щеки, как будто во рту шарик, перекатывать воздух из одной половины рта в другую, втягивать щеки.

Дети-дизартрики с трудом застегивают пуговицы, отказываются зашнуровывать обувь. Это происходит вовсе не потому, что они ленивые или капризные. Им на самом деле тяжело это делать. Нужно развивать мелкую моторику рук, выполняя специальные упражнения, — пальчиковую гимнастику, перебирать крупы и т.п.

При стертой дизартрии у ребенка есть высокие шансы на полное восстановление речи, если коррекционная работа будет систематической и длительной. Это обеспечит будущему школьнику успешное обучение в общеобразовательной школе, а не в специальном учебном учреждении.

Коррекционные мероприятия

Диагноз ставит невролог, он проводит обследование и определяет конкретные лечебные мероприятия, учитывая возраст и состояние пациента. В большинстве случаев необходимо комплексное сопровождение — терапевтическое лечение и логопедическая коррекция. Дизартрию лечат с помощью таких методов воздействия, как: прием медпрепаратов, ЛФК, массаж (в том числе логопедический), артикуляционная гимнастика, работа с логопедом, иногда нетрадиционные методы терапии.

Лечение дизартрии у детей предполагает выполнение упражнений в специальных учреждениях и в домашних условиях. Проводятся коррекционные индивидуальные и групповые занятия по развитию мелкой моторики, улучшению звукопроизношения и дикции, ритмике, дыхательной гимнастике. Процесс это не быстрый, но он дает свои результаты. Желателен комплексный подход — совместная работа коррекционного педагога, логопеда и психоневролога, в таком случае прогноз на полноценное овладение речевой деятельностью более благоприятный.



В детской логопедии делается акцент на общее развитие свойств речи дошкольников: расширение словарного запаса, изучение грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения, работа с интонационной стороной речи. Это позволяет в дальнейшем в период начального школьного обучения избежать многих проблем при письме и чтении.

Что касается работы с детьми 5-6 лет, то коррекция дизартрии выполняется в логопедических группах детских садов или в дошкольных учреждениях специализированного типа. Благоприятный фон достигается применением нетрадиционных форм сопровождения: дельфинотерапии, иппотерапии, работы в сенсорной комнате с психологом или дефектологом, арттерапии и др.

Большую роль в успехе по преодолению речевых нарушений играет профилактика дизартрии с ранних лет жизни. Мероприятия включают предупреждение мозговых инфекций, черепно-мозговых травм, отравлений организма.

Если регулярно выполнять с ребенком артикуляционную гимнастику, упражнения по развитию мелкой моторики, проявляя терпение и настойчивость, в большинстве случаев речь восстановится. Рано начатое лечение дизартрии, развивающая работа и логопедическая коррекция обязательно приведут к положительным результатам.

Источник: http://elaxsir.ru/zabolevaniya/drugie-zabolevaniya/dizartriya-u-detej-lechenie-v-5-let.html



Дизартрия у детей

Дизартрия у детей представляет собой одну из разновидностей нарушения произношения, которая развивается вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Спровоцировать его могут поражения отделов мозга, расположенных в заднелобном и подкорковых слоях.

В логопедической практике дизартрия относится к тройке наиболее распространенных нарушений устной речи у детей. По частоте встречаемости она уступает дислалии и несколько опережает алалию.

Характерные признаки дизартрии у детей и взрослых

В отличие от афазии – другого системного нарушения уже сформированной речи, возникающего при органических поражениях речевых отделов коры, дизартрия характеризуется ограниченностью подвижности элементов речевого аппарата (в частности мягкого неба, языка и губ) и мимических мышц. Ограничение подвижности органов речи при дизартрии у детей, в свою очередь, провоцирует затрудненность артикуляции.

Дизартрия у детей является причиной нарушения словопроизношения и вытекающих отсюда замедления развития навыков чтения и письма, что обусловливается общей задержкой речевого развития.

В отдельных случаях ребенку ставится диагноз «общее недоразвитие речи». Скорректировать подобного рода дефекты могут занятия со специалистом-логопедом, однако адекватное лечение дизартрии у детей при этом требуется начинать уже с раннего возраста.

Основные симптомы дизартрии

Дизартрия характеризуется нарушениями:


  • Речевой моторики (сниженной четкостью и смазанностью произношения);
  • Просодической стороны речи (то есть системы взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов, влияющих на разборчивость, внятность, мелодику и эмоциональную окрашенность речи);
  • Ритма дыхания;

а также потерей плавности речи, ускорением или замедлением темпа речи.

Кроме того, дети-дизартрики нередко разговаривают слабым голосом и очень тихо или же, наоборот, достаточно резко.

Причины развития дизартрии

Дизартрию у детей провоцируют различные вредоносные факторы, воздействие которых на организм может отмечаться еще в период его внутриутробного развития. Так, в большей степени дизартрии подвержены малыши, матери которых во время беременности столкнулись с такими явлениями, как:

  • Токсикоз;
  • Гипоксия плода;
  • Наличие протекающих в хронической форме соматических заболеваний у матери;
  • Резус-конфликт матери и плода;
  • Различного рода патологии плаценты, пуповины и плодных оболочек.

К нарушениям речи могут привести затяжные или стремительные роды, которые осложняются кровоизлиянием в мозг младенца, патологическое течение родов, преждевременное рождение ребенка, асфиксия новорожденного, перенесенная малышом в период новорожденности ядерная желтуха.

Другими факторами риска развития дизартрии у детей являются воздействующие на организм токсические вещества, а также перенесенные в раннем возрасте (как правило, до трех лет):

  • Инфекционные заболевания мозга;
  • Гнойный отит среднего уха;
  • Гидроцефалия;
  • Серьезные черепно-мозговые травмы.

Формы дизартрии у детей

На том основании, какой именно структурный элемент в головном мозге затронут поражениями, рассматривают несколько форм дизартрии у детей.

По этому признаку выделяют подкорковую (экстрапирамидную), мозжечковую, корковую, бульбарную и псевдобульбарную дизартрию у детей.

Подкорковая форма характеризуется спонтанными сокращениями мимической мускулатуры лица и мышц голосового аппарата. Речь у детей с таким нарушением спокойная, размеренная, плавная, однако срывается при волнении или когда ребенок испытывает другие сильные эмоции (при этом возможны непроизвольные выкрики). Часто нарушение сопровождается снижением слуха.

Бульбарная дизартрия сопровождается параличом лицевой и мускулатуры голосового аппарата в зоне трех нервов – подъязычного, блуждающего и языкоглоточного, которые отвечают за функцию мышц лица и голосовых связок. При этой форме речь невнятна и характеризуется произношением «в нос». Чаще всего такое нарушение является следствием опухолей головного мозга.

Мозжечковая дизартрия возникает вследствие поражения мозжечка и его проводящих путей. Как самостоятельное нарушение эта форма практически не встречается, чаще она сопутствует другим нарушениям.



Корковая дизартрия является результатом очаговых поражений коры головного мозга.

Наиболее часто встречается псевдобульбарная дизартрия у детей. Она обусловливается ограниченным поражением корково-ядерных проводящих путей и характеризуется правильной речью. Дети с дизартрией этого типа на стыке нескольких согласных или гласных просто «глотают» некоторые звуки или же заменяют их другими.

Согласно логопедической классификации, которая основана на принципе понятности речи, заболевание подразделяют на четыре степени тяжести: от 1 (стёртой дизартрии у детей) до 4.

При стёртой дизартрии у детей нарушения речи могут быть выявлены исключительно логопедом при обследовании. При второй степени тяжести речевые дефекты заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. При третьей – речь понятна только близкому окружению ребенка и частично посторонним людям. При четвертой стадии – речь отсутствует вовсе или непонятна даже родителям, эта патология называется анартрией.

Лечение дизартрии у детей

Логопедическая работа по преодолению дизартрии у детей предполагает системный подход к проблеме. Помимо проведения занятий по коррекции звукопроизношения и уроков по улучшению мелкой моторики, ребенку назначаются:


  • Акупунктурный и сегментарно-рефлекторный массаж;
  • Лечебная физкультура;
  • Физиотерапевтические процедуры;
  • Иглоукалывание;
  • Гирудотерапия;
  • Лечебные ванны;
  • Механотерапия и т.д.

Хорошие результаты дает также лечение дизартрии у детей с использованием нетрадиционных форм медико-психологической коррекции и реабилитации: терапии песком, дельфинотерапии, изотерапии, сенсорной терапии и т.д.

Каждый человек хотя бы несколько раз в своей жизни сталкивался с таким неприятным заболеванием, как насморк. Чаще всего заложенный нос с п.

Почему я худею без причины? Каковы последствия заболевания? Нужно ли обращаться к врачу или «само пройдет»? Каждый человек должен знать, чт.

Этот вопрос интересует очень многих. Если еще совсем недавно баню на 100% считали полезной, то в последнее время появился ряд опасений, подт.

Предупредить проникновение и развитие различных инфекций может каждый человек, главное – знать основные опасности, которые подстерегают на к.



То, что мы едим каждый день, начинает волновать нас в тот момент, когда врач ставит неожиданный диагноз «атеросклероз» или «ишемическая боле.

Мазок на онкоцитологию (анализ по Папаниколау, Пап-тест) – это способ микроскопического исследования клеток, которые берутся с поверхности ш.

При использовании материалов сайта активная ссылка обязательна.

Источник: http://zdorovi.net/bolezni/dizartrija-u-detej.html

Дизартрия, что это такое? — Виды, симптомы и лечение дизартрии

Дизартрия — это нарушение речи (сенсомоторное расстройство), обусловленное дисфункцией моторных (фонетических) функций, вызывающее нарушение в голосообразовании и произношении.



Голосообразование человека – явление не совсем разгаданное и сложное — частотность, тембр, громкость или тоновый диапазон зависит не только от работы мышечного аппарата, участвующего в функционировании отдельных произносительных структур, но и от естественного потенциала всего нервно мозгового аппарата человека.

Развитие речи обусловлено согласованной деятельностью всех функций мозга и обширным комплексом нейронов в различных отделах ЦНС, регулирующих работу всего организма.

Нормальное восприятие речи и азы артикуляции обеспечивают речевые зоны мозга. Они располагаются в многоуровневой системе коры мозга и осуществляют регуляцию подвижной (динамической) речевой памяти человека.

Дизартрия является следствием нарушения связи речевого аппарата с ЦНС. Несостоятельность иннервационных процессов развивает погрешности в артикуляции со стороны речевого произношения.

Генезис развития обусловлен локальными процессами в мозговых структурах (травмы, инсульты, опухоли, интоксикации и гнойные процессы), вызывающих расстройства тех областей мозга, которые отвечают за мимическую и артикуляционную мускулатуру.

Патологические процессы в разных отделах мозговой оболочки проявляются качественно-отличимыми речевыми нарушениями, вследствие чего, картина болезни выражается в соответствии с патологиями в определенной области мозговых структур, обусловливая ту или иную форму заболевания.



Виды и признаки дизартрии

В клинической практике артикулярных патологий дизартрию, нарушение речи, подразделяют на виды и формы по расположению патологических дисфункций и проявлению симптоматики, сопровождающей заболевание.

Мозжечковый вид заболевания обусловлен патологиями, поражающими «малую» заднюю мозговую область (мозжечек), отростки нейронов (нервы), осуществляющие взаимосвязь с ЦНС и лобно-мозжечковые пути. Проявляется ослаблением в кожно-мышечных губных складках и мышцах языка, вызывая распластанность его формы и ограничение подвижности.

Колебания мышечного напряжения становиться препятствием для поддержания нормальной артикуляции из-за повышенного или недостаточного движения. Проявляясь:

  • Частичным параличом и провисанием мягких структур неба;
  • Затрудненным процессом жевания;
  • Гнусавым произношением многих звуков;
  • Вялой и невыразительной мимикой;
  • Невнятной, замедленной и затрудненной речью;
  • Неправильной речевой модуляцией и постановки ударений;
  • Выкриками отдельных моментов речи и затуханием голоса в конце предложений;
  • Шаткой походкой и нарушением координации.

Подкорковая дизартрия обусловлена патологическими процессами в ядерных центрах мозгового серого вещества, вызывая дисфункции в мозговой системе управления (экстрапирамидной), проявляясь нарушениями мышечного напряжения, регуляции последовательности и силы их сокращений, естественного автоматизма движений. Патологический процесс сопровождается нарушением членораздельности и четкости произношения.

Повреждения непостоянны и разнообразны, их проявления зависят от эмоциональных субъективных состояний. Характеризуются:


  • Отклонениями в звуковом тембре, голосом громким, резким и охрипшим;
  • Постепенным ослаблением силы звучания слов при разговоре, с переходом к шепоту;
  • Непонятными и не правильными звукопроизношениями;
  • Монотонностью и однообразием речевых оборотов с полным отсутствием эмоций;
  • Большим нарушением произношения тонообразующих (гласных) звуков;
  • Внятной артикуляцией в состоянии покоя и большим искажением произношения в состоянии возбудимости;
  • Непроизвольными выкриками гортанных звуков.

В большинстве случаях данная симптоматика может сочетаться с тугоухостью, в частности – слуховые нарушения высоких звуковых тонов.

Форма бульбарной дизартрии обусловлена симптома-комплексом нарушений в рече-двигательном анализаторе вследствие различных патологических процессов в отделе продолговатого мозга, вызывая мышечные парезы или параличи в глотке, языке, тканях неба, мышцах гортани и нижней челюсти.

С возможным развитием расслабленности или мышечной атрофии, что нарушает глотательные функции и свободный проход воздуха при выдыхании, приводящие:

  • К ослаблению и гнусавости голоса;
  • Отсутствию произношения звуков звонких тонов;
  • Замене одних звуков другими (смычных на щелевые);
  • К преобладанию в разговоре плоскощелевых глухих звуков.

Развитие корковой дизартрии – следствие очаговых поражений ЦНС в области корковых структур мозга. Данная форма отображает целый ряд расстройств речевой моторики в виде:

  • Замещения шипящих звуков на свистящие и наоборот;
  • Распада на составные части сочетаний многих согласных звуков;
  • Замещения звонких звуков на глухие, а твердых на мягкие;
  • Увеличения голосового тона;
  • Замедленной и инертной артикуляцией;
  • Пропусков целых слогов или их перестановки, что обусловлено трудностью определенных движений языка.

По степени тяжести, сопровождающих дизартрию симптомов, заболевание имеет три стадии течения:


  1. Легкую и стертую, проявляющиеся стойким нарушением артикуляции, в особенности произношения свистящих звуков и шипящих.
  2. Средняя или типичная стадии, характеризуются четкими артикулярными расстройствами.
  3. Тяжелой, обусловленной полным отсутствием членораздельного произношения – анартрией.

Дизартрия у детей — особенности проявления

В противоположность проявлению артикуляционных патологий у взрослых, у которых не проявляется нарушения восприятия и содержательного значения посторонних разговоров, дизартрия речи ребенка проявляется нарушениями техники письменности и параметров чтения, искаженным звуковым восприятием.

Из всех форм нарушения артикуляции, самый часто встречаемый вид детской дизартрии – псевдобульбарная, обусловленная сложным неврологическим генезисом.

Почти у 85% малышей, страдающих этой патологией, имелись в анамнезе патологии внутриутробного развития, травмы, полученные при рождении, и которые в настоящий период страдают церебральным параличом.

Развитие патологии обусловлено поражением структур мозга, отвечающих за мышечную динамику, и черепных нервов, вызывающих нарушения мелкой моторики и произвольных движений языка (в основном его кончика). Развиваются процессы ограничивающие подвижность мышц артикуляции или полностью их блокирующие. Мышцы языка напряжены и движения его не выражены.

Иногда отмечается подтянутостью его кзади, что провоцирует перекрывание глоточного входа. Высунуть язык наружу и удерживать его, ребенку не всегда удается. Он отклоняется в сторону, либо ложиться на нижнюю губную складку. Язык пассивен и быстро устает от движений. Отмечаются патологии в моторике лицевых мышц. Лицо приобретает маскообразное, неподвижное состояние.



Поражение может быть одностороннее или левостороннее, кроме того, что страдают речевые функции, такие дети не способны себя обслужить (раздеться, одеться), они с трудом прыгают и бегают. Нарушаются жевательные функции, дети отказываются от еды, если она твердая, отмечается слюноотделение, которое ребенок не в состоянии удержать.

  • У младенцев, дизартрия проявляется нарушением сосательных функций, он часто срыгивает еду. Малыши постарше вообще не издают звуков, первые слова, как правило, произносят к годам трем. У малышей нарушены функции мелкой моторики, они очень неуклюжи.

Стертая дизартрия у детей

Чтобы не подвергать ребенка серьезной психологической травме и вовремя начать коррекцию нарушений, очень важно своевременно диагностировать у ребенка стертую форму дизартрии, обусловленную небольшими (точечными) повреждениями мозговых структур.

  • Патологические процессы проявляются частичным парезом отдельных мышц артикуляции (один бок языка, либо только кончик).

При стертой дизартрии, характеристика речевого темпа и ритма остаются неизменными, а нарушается лишь артикуляция отдельных звуков. Речевые расстройства при стертой форме дизартрии проявляются и внешними признаками. Из-за мышечной паретичности в языке, его нельзя удержать за зубами, что проявляется межзубным произношением.

Иногда встречается боковая артикуляция согласных, обусловленная частичным односторонним парезом языка. Если ребенок высунет его, то заметно отклонение его в сторону, а при разговоре, во рту он принимает положение ребром, обеспечивающее боковую утечку воздуха.

Стертая дизартрия никогда не исправляется с возрастом, о чем говорит ее наличие у множества людей различных возрастных групп.



О диагностике дизартрии

Логопедия является важнейшим фактором в диагностике и лечении дизартрии у детей. Работа по коррекции артикуляции ведется при участии невролога и логопеда, так как лечение фоновой патологии тесно переплетено с восстановительными функциями речи.

Диагностический поиск начинается с выявления неврологических и физических отклонений, анамнеза – стандартного опроса для выявления причинного фактора проявления заболевания.

Врачом-логопедом заполняется карта речевой характеристики, где фиксируются аспекты речевого развития – появление первых слов, оценка уровня произношения, выявление трудностей с чтением и письмом.

Лечение дизартрии — препараты, массаж и коррекция

Лечение дизартрии в игровой форме, фото

Эффективное лечение дизартрии у детей включает лечебно-педагогический комплекс воздействия – медикаментозная терапия, логопедическая коррекция, ЛФК, массаж и дыхательная гимнастика.



Медикаментозная терапия назначается неврологом индивидуально с учетом фоновой патологии. Включающей:

  1. Препараты для сосудов мозга — «Циннаризина», «Кавинтона», «Инстенона» или «Глиатилина» и «Стугерона».
  2. Нейрометаболические стимуляторы – «Энцефабола», «Пантокальцина» и «Пикамилона».
  3. Метаболические средства, в виде «Актовегина», «Церебролизина» и «Церебролизата».
  4. Психотропные препараты – из серии «Ново-пассита», «Персена», «Тенотена».

Логопедическая коррекция включает артикуляционные упражнения и восстановительную гимнастику:

  • для постановки правильных дыхательных функций;
  • для развития речевого слуха, остроты памяти и внимания;
  • для стимуляции координации моторики и артикуляции.

Логопедический массаж, при лечении дизартрии у ребенка, направлен на расслабление и стимуляцию губ, неба, языка, что поспособствует восстановлению артикуляции. Сеансы массажа корректируются логопедом. В него входят легкие разминания, прямое, волнообразное и спиралевидное поглаживание, растягивание губ и пощипывание.

Освоив технику массажа, его вполне можно проводить самостоятельно в игровой форме, чтобы заинтересовать ребенка.

Упражнения ЛФК и дыхательная гимнастика подбираются индивидуально и включают множество различных методик для разных возрастных групп – классические формы и игровые. Основная направленность – восстановление функции моторики и правильного дыхания.



Отличных результатов в лечении можно добиться, подойдя к проблеме комплексно и серьезно. Четкое соблюдение всех рекомендаций врача позволит малышу избавиться от комплексов, посещать детские учреждения вместе со здоровыми детьми, совсем немного отставая по уровню развития.

  • Автор: Администратор
  • Распечатать
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

Симптомы и лечение

Информация предоставлена в информационно-справочных целях, ставить диагноз и назначать лечение должен профессиональный врач. Не занимайтесь самолечением. | Пользовательское соглашение | Контакты | Реклама | © 2018 Мед.Консультант — Здоровье On-Line

Источник: http://medknsltant.com/dizartriya/

Дизартрия у детей

Под понятием дизартрии подразумевают нарушение речи в тяжёлой форме. Заболевание сопровождается патологиями и артикуляции, и фонации, и дыхания, и непосредственно темпа, ритма, интонации. Таким образом, речь становится невнятной, отдельные слова практически не различимы. Распространённость дизартрии составляет до 6 процентов, при этом, количество случаев постоянно увеличивается. Это одно из трёх самых часто встречающихся заболеваний в логопедической сфере. Так как дизартрия обуславливается поражением нервной системы, включая и центральную, и периферическую, диагностика и лечение также осуществляется невропатологами и психиатрами, помимо логопеда.

Причины

В подавляющем большинстве случаев, нарушение является одним из симптомов, сопутствующих детскому церебральному параличу. Таким образом, ответ на вопрос как проявляется заболевание, и от чего может быть дизартрия, звучит также, как и при ДЦП. Соответственно, дизартрию может вызвать:


  • внутриутробная гипоксия,
  • токсикозы,
  • конфликт резус-факторов,
  • родовая травма,
  • наличие соматических заболеваний у матери,
  • родовая патология,
  • асфиксия,
  • гемолитические заболевания,
  • недоношенность.

В период от 1 месяца до двух лет, заболевание может стать следствием:

  • нейроинфекций, например, менингита;
  • гидроцефалии;
  • сильной интоксикации организма;
  • гнойного среднего отита;
  • полученной ребёнком черепно-мозговой травмы.

Симптомы

Болезнь проявляется неспособностью детей говорить четко и внятно. Это обуславливается неправильно иннервацией органов речевого аппарата. Возможны отклонения и не относящиеся к речи. Так, ребенку с дизартрией сложно принимать пищу, он часто поперхивается, не может правильно сглатывать или сосать бутылочку. Свои первые слова дети с этим заболеванием произносят гораздо позже сверстников, примерно к 2,5-3-м годам. До этого возраста типичный младенческий лепет отсутствует, звуки получаются глухими и гнусавыми.

Когда речь идёт о проявлении дизартрии, то в качестве первых признаков можно рассматривать:

  • Нарушенную артикуляционную моторику. Она начинается со спазмов соответствующих мышц. Язык, губы и шея ребёнка постоянно напряжены, рот плотно сомкнут. Далее можно распознать признаки гипотонии, выражающиеся в вялости языка, отсутствии или ограничении его подвижности. Рот ребёнка полуоткрыт, губы не смыкаются, голос идёт «через нос». В некоторых случаях отмечается дистония, в рамках которой высокий тонус сменяет собой гипотония.
  • Нарушенное произношение отдельных звуков. Признаки могут быть более или менее выраженными. Например, при дизартрии стёртой формы дефекты заключаются в смазанной речи, искаженных звуках. Тяжелые формы могут характеризоваться не только искажением, но и пропуском или заменой этих «проблемных» звуков. Темп речи ребёнка очень медленный. Твёрдые звуки становятся мягкими, свистящие или шипящие произносятся неправильно. Если дизартрия дошла до стадии абсолютного паралича, ребёнка постигает немота.
  • Нарушенное речевое дыхание. При произношении звуков или слов ребёнок начинает часто и прерывисто дышать, к концу фразы вдоха не хватает. Сам голос кажется ослабленным, тихим, без выраженных эмоций.

В виду отсутствия постоянного общения, этот список признаков может дополняться неправильным построением предложений, ограниченным словарным запасом.

Диагностика дизартриии у ребенка

Определить заболевание может логопед и врач невролог. Диагностировать дизартрию позволяет комплекс традиционных аппаратных методик, а именно:


  • электроэнцефалография, -нейрография, -миография,
  • трансканальная магнитная стимуляция,
  • МРТ мозга.

Дополнительные лабораторные анализы в обычных случаях не требуются. Что касается логопедического обследования, то здесь врач оценивает:

  • Имеющиеся речевые нарушения. В целях постановки точного диагноза, детский логопед собирает анамнез развития речи и конкретного несовершеннолетнего пациента. Также специалист исследует произношение звуков, другие характеристики, включая словарный запас.
  • Имеющиеся неречевые нарушения. Логопед изучает специфику строения непосредственного речевого аппарата. Он объективно рассматривает текущее состояние мимики и речевых мышц, исследует дыхание, движения в процессе речи. Качество и уровень развития письменности, устной речи.

Осложнения

Среди потенциальных рисков, которые описывают собой, чем опасна дизартрия, указаны:

  • дисфагия,
  • расстройство слухового восприятия человеческой речи,
  • сложности с социальной адаптацией.

Лечение

Что можете сделать вы

Вылечить заболевание полностью практически невозможно. Однако, своевременное начало терапии дизартрии позволяет получить большой прогресс в рамках развития речевой функции. В большей степени результаты зависят от эффективности лечения основного заболевания, желания самого пациента соблюдать рекомендации врача и получать результат, поддержки со стороны близких. Если речь идет о тяжелом нарушении, то можно только частично улучшить текущее состояние.

Что делает врач

Родители должны точно знать, что делать, чтобы сделать терапию еще эффективнее в домашних условиях. Например, отличные результаты дает регулярная речевая гимнастика. Важно освоить полный комплекс упражнения и посвящать занятиям не менее одного часа в день. Задача родителей – исключить развитие комплексов у ребенка, который чувствует свое отличие от сверстников.

Лечить дизартрию можно и логопедическими, и медикаментозными методами. Логопед занимается развитием речевого аппарата, моторики – в том числе артикуляционной, – дыхания, произношения. Занятия проводятся индивидуально или в группах. Первая помощь в рамках медикаментозной терапии заключается в лечении первичного заболевания нервной системы.

Профилактика

Избегание травм, интоксикации и нейроинфекций в раннем возрасте позволяет предотвратить дизартрию. В остальных случаях, когда заболевание является врожденным, предупредить можно только его прогрессирование.

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании дизартрия у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как дизартрия у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга дизартрия у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить дизартрия у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания дизартрия у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание дизартрия у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Источник: http://detstrana.ru/service/disease/children/dizartriya/

Причины дизартрии у детей, последствия и способы лечения в домашних условиях

Дизартрия относится к тяжёлым неврологическим недугам. Выражается в нарушении речи – дети заменяют одни звуки другими, прибегают к недопустимой артикуляции, не могут уследить за правильным тоном и интонацией.

Любая степень заболевания приводит к сложностям в освоении письменной речи. Больным ребятам не удаётся правильно выстроить связи в предложениях, они ошибаются в употреблении предлогов, искажают слова. Поэтому это нарушение требует как лечения, так и особого педагогического подхода. Частично помочь крохе могут и любящие родители – для этого есть специальные упражнения и массаж.

Причины дизартрии у детей

Основной причиной этой патологии является детский церебральный паралич. Повреждения нервной системы возникают с рождения до 2 лет, в период раннего развития крохи.

Также причиной могут послужить:

  • Осложнённые роды (асфиксия плода, различные травмы) и патологическое течение беременности (гестозы, токсикозы, недоношенность плода).
  • Перенесённые нейроинфекции – особо опасен менингит и энцефалит.
  • Черепно-мозговые травмы и гидроцефалия.
  • Тяжёлые инфекционные заболевания, приведшие к инфицированию всего организма (например, гнойные отиты).

Диагностика

Диагностировать проблему со здоровьем речевого аппарата можно по невнятной и малопонятной речи. Груднички плохо сосут грудь или бутылочку, часто срыгивают. В более позднем возрасте у крохи отсутствует характерный детский лепет. Первые слова появляются только к 2,5 годам.

  1. Тихий говор с прерывистым дыханием, звуки произносятся в нос.
  2. Искажение отдельных звуков или их пропуск.
  3. Межзубное или боковое (в щёку) произношение свистящих звуков.
  4. Медленная и очень невыразительная речь. В более сложных случаях диагностируется полная немота.
  5. Нарушения артикуляции: спазм губ, шеи, лица, вялость языка, гипотония мышц во время речи.

У ребёнка старшего возраста обнаруживается небольшой словарный запас. Он неправильно выстраивает предложения. Иногда отмечается дисграфия. Нарушения мелкой моторики выражаются в отказе шнуровать ботинки, вырезать ножницами одной рукой или застёгивать пуговицы – детям сложно справиться с собственными пальчиками.

В школьном возрасте дети выглядят неуклюже. Неуверенно двигаются, им сложно выполнять физические или танцевальные упражнения. Не удаётся контролировать силу нажима ручки и карандаша – почерк очень плохой.

Виды и опасность дизартрии

Врачи различают четыре основных степени дизартрии:

  1. Дефекты заметны только при специальном исследовании.
  2. Дефекты замечают окружающие люди, при этом речь достаточно внятная.
  3. Речь понятна только ближайшим родственникам и родителям.
  4. Ребёнок совсем не говорит или говорит настолько плохо, что его не понимают даже родители.

При осложнённых формах заболевания у детей поражается мозжечок, корковые и подкорковые области мозга. В будущем дефект приводит к плохой адаптации в социуме, искажению слухового восприятия речи.

Диагностика и лечение

Диагностика проблем с речевым развитием проводится опытными логопедами и детскими неврологами.

Неврологи должны исключить или подтвердить патологию нервной системы. Для этого проводится МРТ, делается электроэнцефалография, и другие обследования.

Логопед оценивает качество речи, а если ребёнок старше, то и письма. Этого специалиста интересует строение речевого аппарата и анамнез развития ребёнка.

Лечение включает в себя следующие этапы:

  1. Работу с логопедом. В частности, уделяется внимание развитию мелкой моторики. Предписанные комплексы упражнений делаются дома вместе с родителями, а также вместе с группой в специальном детском саду или школе.
  2. Медикаментозное лечение назначается для устранения основного неврологического заболевания или облегчения его течения. Препараты стимулируют умственную деятельность и память.
  3. Дополнительно предписываются физиотерапевтические процедуры – иглоукалывание, точечный массаж, лечебные ванны и физкультура, гирудотерапия, общение с дельфинами.

Домашняя помощь при дизартрии

Облегчить жизнь малышу можно через совместное выполнение с ним специальной артикуляционной гимнастики.

Конкретный комплекс советует логопед, лечащий малыша. Это различные упражнения для язычка, губ, щёк и нижней челюсти. Произношение звуков улучшают при помощи скороговорок и потешек.

Мама или папа могут сами делать массаж:

  1. Поглаживать и пощипывать щёчки крохи, нижнюю челюсть, губы.
  2. Сближать губы как вертикально, так и горизонтально с помощью пальцев.
  3. Массажировать мягкое нёбо указательным пальцем по 2 минуты ежедневно. Палец движется вперёд и назад.

Чтобы предотвратить возникновение психологического дискомфорта и комплексов с малышом нужно как можно больше общаться. Зачастую родители пренебрегают этим, что приводит к усугублению проблемы.

Можно совместно выполнять перед зеркалом артикуляционную гимнастику: открывать и закрывать рот, оскаливать зубы, вытягивать губы хоботком, и облизывать их круговыми движениями. Все тонкости домашней гимнастики родителям подскажет логопед.

Также внимание уделяется моторике пальчиков. Малыш должен играть с паззлами, конструкторами, мозаикой и кубиками. Важно регулярно давать крохе лепить из пластилина или глины, разбирать пуговицы большого размера (можно сортировать их по форме, размеру или цветам).

Другие материнские находки:

  • нанизывание макаронин на толстую нить;
  • изготовление картинок из рассыпанных на столе спичек;
  • раскрашивание геометрических фигур или готовых книжек для самостоятельного раскрашивания;
  • рисование по готовым трафаретам;
  • показывание при помощи ладоней и пальцев различных фигур – например, шалаша, очков, треугольника, круга и так далее.

Лёгкая и стёртая форма заболевания излечивается полностью! При тяжёлой патологии возможно лишь частичное улучшение произношения – малыш становится понятен окружающим людям.

Источник: http://childguide.ru/dizartriya-prichiny-i-sposoby-lecheniya/

Дизартрия у ребенка лечение

Дизартрия у детей – это расстройство произношения.

Оно возникает в результате нарушения иннервации артикуляционной мускулатуры при поражениях нервной системы.

При дизартрии подвижность органов речи (губ, мягкого неба, языка) ограничена, что затрудняет артикуляцию.

Дизартрия в детском возрасте часто влечет за собой нарушение письма и чтения, общее недоразвитие речи.

Причины дизартрии у детей

В 80% случаев дизартрия сопровождает детский церебральный паралич, имея те же причины возникновения. Повреждения ЦНС, вызывающие патологию, могут возникать в перинатальном или периоде раннего развития ребенка (до 2 лет).

Наиболее частые перинатальные факторы дизартрии:

  • гипоксия плода;
  • токсикозы беременности;
  • резус-конфликт;
  • соматические болезни матери;
  • травмы при родах;
  • патологическое течение родов;
  • асфиксия новорожденного;
  • гемолитическая болезнь новорожденного (ядерная желтуха, затяжная физиологическая желтуха);
  • недоношенность.

Причины нарушения речи в раннем детстве:

  • перенесенные нейроинфекции (энцефалит, менингит);
  • гидроцефалия;
  • тяжелые интоксикации;
  • гнойный отит среднего уха;
  • черепно-мозговая травма.

Признаки дизартрии у детей

Речь у ребенка-дизартрика нечеткая, невнятная, малопонятная, что обусловлено нарушением иннервации речевых органов. Также заболевание имеет характерные неречевые отклонения.

В грудном возрасте дизартрия может проявляться в виде:

  • трудностей при сосании груди или бутылочки, вялого сосания;
  • поперхивания, частых срыгиваний.

На этапе раннего развития нарушения речи проявляются отсутствием лепета, гнусавым оттенком звуков, опозданием первых слов (ребенок произносит первое слово ближе к 2,5 годам).

Основными симптомами дизартрии выступают:

  1. Нарушение артикуляционной моторики:
  • спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ;
  • гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гиперсаливацией, несмыканием губ, назализацией голоса;
  • дистония артикуляционных мышц – при речи повышенный тонус мышц сменяется гипотонией.
  1. Нарушение звукопроизношения. Выражается в разной степени. Стертая дизартрия проявляется отдельными фонетическими дефектами (искажением звуков), смазанностью речи. Более тяжелые формы дизартрии сопровождаются искажениями, пропусками, заменой звуков. Речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность снижена. Нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков. В случаях полного паралича речевых мышц развивается немота.
  2. Нарушение речевого дыхания. Когда ребенок начинает говорить, дыхание учащается, становится прерывистым, вдох укорачивается. Голос при дизартрии тихий, слабый, монотонный. Часто дети говорят в нос.

У больных страдает фонематический анализ и дифференциация звуков. Дефицит речевого общения может вызывать отсутствие грамматического строя речи и минимизацию словарного запаса. Может отмечаться дисграфия и общее недоразвитие речи.

Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

Детям-дизартрикам присущи некоторые особенности поведения. К примеру, малыши не любят самостоятельно шнуровать ботинки или застегивать пуговицы. Это связано с трудностями в осуществлении мелкой моторики.

Такие дети не могут правильно держать в руках ручку или карандаш, контролировать силу нажима, пользоваться ножницами. У большинства дизартриков плохой почерк.

Детям трудно выполнять физические упражнения и танцевать. Нарушается музыкальный слух. Дети не могут точно выполнить разные двигательные упражнения, они неуклюжи.

В основе неврологической классификации болезни лежит локализация поражения и соответственный симптомокомплекс. Дизартрия бывает:

  1. Бульбарная – поражение ядер подъязычного, лицевого, тройничного, языкоглоточного, блуждающего нерва в продолговатом мозге. Часто ей сопутствуют проблемы с глотанием.
  2. Псевдобульбарная – поражение корково-ядерных проводящих путей. Отличительным признаком ее выступает монотонность речи.
  3. Корковая – поражение зон коры головного мозга, координирующих артикуляцию. Характеризуется правильной структурой слова с неправильным произношением слогов.
  4. Мозжечковая – возникает при поражении мозжечка и отличается растянутой речью и постоянной сменой громкости.
  5. Подкорковая – поражение подкорковых ядер. Характеризуется невнятной смазанной речью, назализацией голоса.
  6. Холодовая – дефекты речи проявляются в условиях смены температуры помещения.

Существует еще логопедическая классификация, основанная на понятности речи ребенка для окружающих. Степени тяжести нарушения речи:

  • I степень – стертая форма дизартрии, дефекты выявляются только при специальном исследовании.
  • II степень – речь понятна, но дефекты произношения заметны окружающим.
  • III степень – речь ребенка понимают только родители, близкие и частично посторонние.
  • IV степень – речь непонятна родителям или отсутствует.

Чем опасна дизартрия?

Среди осложнений заболевания можно отметить появление дисфагии и искажение слухового восприятия речи.

Тяжелых последствий для физического здоровья заболевание не несет. В будущем у ребенка с дизартрией могут возникнуть трудности с адаптацией в социуме.

Обследование детей с дизартрией

В последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей. Это нарушения в произношении слов из-за недостаточной иннервации (связь тканей и клеток с нервными окончаниями) речевого аппарата. При этом наблюдается ограниченная подвижность губ, языка, мягкого нёба и других органов речи, что затрудняет артикуляцию (произношение).

Причины дефекта могут быть разными, поэтому при первых же симптомах требуется пройти соответствующее обследование и начать лечение. Итак, детская дизартрия: что это такое, какие формы она может приобретать и каков предполагаемый прогноз на будущее?

Виды дизартрии

Виды детской дизартрии зависят от поражённого места:

  • бульбарная обусловлена местным параличом мышц, участвующих в артикуляции, ей сопутствуют трудности глотания;
  • мозжечковая — поражение мозжечка, характеризующееся растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью;
  • корковая — следствие поражения отделов коры головного мозга, отвечающих за мышцы, участвующие в артикуляции, сопровождается неправильным произношением слогов, хотя общая структура слова ребёнком сохраняется;
  • экстрапирамидная (другие названия — подкорковая, гиперкинетическая) возникающая при нарушениях в подкорковых узлах, отличается смазанной, невнятной речью с носовым оттенком;
  • паркинсоническая наблюдается при паркинсонизме, проявляется в замедленной, невыразительной речи;
  • псевдобульбарная дизартрия диагностируется при центральном параличе мышц, её основной симптом — монотонность речи;
  • экстрапирамидная — поражение отделов головного мозга, отвечающих за работ лицевых мышц;
  • стёртая форма дизартрии наблюдается при нарушении произношения шипящих и свистящих звуков;
  • холодовая — симптом миастении (нервно-мышечного заболевания), проявляется в речевых затруднениях при понижении или повышении температуры в том месте, где находится ребёнок.

Различные формы дизартрии проявляют себя по-разному, требуют индивидуального подхода в каждом конкретном случае, особого лечения. На специальном обследовании диагноз уточняется, и только после этого назначается курс терапии и намечаются прогнозы.

Если, например, холодовая или стёртая дизартрия у детей легко подвергается лёгкой коррекции у логопеда, позволяет детям учиться в обычной школе, то бульбарная и псевдобульбарная могут остаться на всю жизнь даже при самой интенсивной терапии. Многое зависит от того, почему были поражены те или иные участки головного мозга.

Причины заболевания

Вполне логично желание родителей понять, почему именно их ребёнок оказался подверженным дизартрии. Причин заболевания не так много. Это могут быть:

  • органическое поражение ЦНС, когда мускулатура детского лица существенно или незначительно ограничена в движении, детский церебральный паралич (ДЦП);
  • серьёзные поражения головного мозга, отдельных его участков — самая частая и существенная причина детской дизартрии, а они уже обусловлены внутриутробной инфекцией, недоношенностью, несовместимостью резус-факторов мамы и малыша, родовыми травмами, патологиями в развитии плаценты, асфиксией, сильным токсикозом, который перенесла мама, будучи беременной;
  • энцефалит, менингит, которыми переболел ребёнок.

Из-за того, что заболевание связано с нарушениями центральной нервной системы и головного мозга, требуется тщательное обследование детей с дизартрией в условиях стационара. Оно основывается на системном подходе, разработанном отечественными логопедами, при котором учитывается специфика речевых и других нарушений в развитии ребёнка, его общее психоневрологическое состояние и возраст.

На сегодняшний день разработаны различные эффективные приёмы ранней диагностики заболевания. В обследование вовлекаются самые разные специалисты: логопеды, психологи, терапевты, психотерапевты, психоневрологи, дефектологи и многие другие — в зависимости от формы дизартрии.

В каких случаях родителям нужно обращаться к врачам за такой комплексной помощью? Существуют определённые симптомы, по которым можно заподозрить заболевание на ранних стадиях.

Симптомы и признаки дизартрии у детей

Полная характеристика детей с дизартрией составляется специалистами, но ряд симптомов родители могут увидеть самостоятельно и предпринять необходимые меры для лечения заболевания. Помимо нарушений звукопроизношения сбиваются голос, речевое дыхание, темп, ритм, мелодичность речи. К признакам дизартрии относятся:

  • слабость артикуляционных мышц, которая проявляется по-разному: при открытом рте язык ребёнка вываливается самопроизвольно наружу, губы слишком плотно сжаты или чересчур вялые и не смыкаются, наблюдается повышенное слюноотделение;
  • кажется, что ребёнок постоянно говорит в нос, хотя признаков гайморита и насморка нет;
  • звуки в словах искажаются, заменяются на другие, пропускаются — причём не какой-то один определённый звук, а несколько или сразу все;
  • нарушается речевое дыхание: к концу фразы речь затухает, в середине предложения ребёнок может задохнуться, начать часто дышать;
  • наблюдаются нарушения голоса: у детей, страдающих дизартрией, он слишком высокий и писклявый;
  • проблемы с мелодичностью речи: ребёнок не в состоянии изменять высоту тона, речь отличается монотонностью, поток слов слишком быстрый или чересчур замедленный, но в обоих случаях непонятный.

Внимательные родители могут заметить нарушение речи у своих детей уже в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и по возможности подготовить ребёнка к школе. При некоторых формах дизартрии и успешном лечении такие детки вполне обучаемы в обычных школах. Для всех остальных существуют специальные коррекционные программы обучения, так как нарушения речевого аппарата не позволяет полноценно сформироваться навыкам чтения и письма.

Лечение дизартрии в детском возрасте

Заболевание требует лечебно-педагогического комплексного воздействия. Медикаментозное лечение дизартрии у детей сочетается с логопедической коррекцией и ЛФК.

Логопеды, занимаясь с такими детьми, обращают внимание на общее развитие всех сторон детской речи: словаря, фонетического слуха, грамматического строя. Для этого создаются специальные логопедические группы в детских садах и коррекционные речевые школы. Специалисты используют преимущественно игровые методы коррекции, применяя компьютерные тренажёры и программы, которые позволяют быстро справиться с обнаруженными проблемами.

Медикаментозное лечение дизартрии предполагает назначение таких препаратов, как ноотропы. Они оказывают специфическое влияние на высшие функции мозга, улучшают память и умственную деятельность, облегчают процесс обучения, стимулируют познавательные функции и интеллектуальную деятельность ребёнка. Среди них могут быть: энцефабол, пантогам (другое название — гопантеновая кислота), глицин, фенибут, семакс, церебролизин, кортексин, церепро.

С ребёнком занимаются специальной гимнастикой — артикуляционной, цель которой — укрепить лицевые мышцы. Проводятся также логопедический и точечный массаж, выполняются упражнения с пальчиками.

Прогноз при дизартрии в детском возрасте всегда остаётся неопределённым, так как болезнь предполагает необратимые нарушения ЦНС и отделов головного мозга. Цель лечения данного заболевания — формирование у ребёнка речи, понятной окружающим и не мешающей дальнейшему усвоению элементарных навыков чтения и письма.

Мы в социальных сетях

Дизартрия у детей – это состояние, при котором нарушается произношение слов в результате поражения нервной системы. При этой патологии страдает иннервация речевого аппарата (языка, губ и мягкого неба). Отличительной чертой заболевания является нарушение всей речи в целом, а не только отдельных звуков.

Причины развития дизартрии

Заболевание встречается у 5% всех детей. Выделяют несколько важных факторов, способствующих возникновению дизартрии у ребенка:

  • внутриутробная гипоксия плода;
  • резус-конфликтная беременность;
  • тяжелые гестозы;
  • недоношенность;
  • асфиксия;
  • родовые травмы;
  • затяжная желтуха;
  • гидроцефалия;
  • опухоли головного мозга;
  • менингит;
  • энцефалит;
  • гнойный отит;
  • черепно-мозговая травма.

Довольно часто дизартрия у ребенка встречается в сочетании с детским церебральным параличом. Причины возникновения обеих патологий схожи и связаны с повреждением нервной системы малыша внутриутробно или в процессе родов. Нередко травмирующие факторы оказывают свое влияние в первые два года жизни, приводя к формированию дизартрии.

Не забывайте о регулярных врачебных осмотрах в первый месяцы жизни ребенка. Не пропустите болезнь!

Классификация дизартрии

Дизартрия у детей существует в нескольких разновидностях. Формы заболевания разделяются по расположению патологического очага.

Для этой формы заболевания характерен паралич мышц, непосредственно отвечающих за формирование речи. При такой патологии поражаются многие нервные волокна, в результате чего нарушается активность определенных групп мышц. Часто эта форма заболевания сопровождается нарушением глотания жидкой пищи и другими расстройствами. Артикуляция при этой патологии крайне невнятная, звуки практически не различаются между собой. Характерно отсутствие мимики.

Характеристика этой формы заболевания включает в себя паралич речевых мышц в результате повреждения структур головного мозга. Нередко такая патология сочетается с другими признаками повреждения нервной системы (непроизвольный плач или смех, наличие рефлексов орального автоматизма у ребенка старше 6 месяцев). Отличительным признаком этой разновидности дизартрии у ребенка является монотонная речь.

Характеризуется односторонним поражением структур коры головного мозга, что закономерно приводит к парезу или параличу речевых мышц. Симптомы заболевания включают в себя неправильное произношение отдельных слогов, хотя общая структура речи сохраняется.

Для этой формы заболевания характерно повреждение мозжечка – особой структуры головного мозга. При этом варианте заболевания речь ребенка становится растянутой, с постоянно меняющейся громкостью и тональностью.

Характеристика этого варианта дизартрии включает в себя поражение подкорковых структур, отвечающих за формирование речи. Подкорковая форма отличается невнятной и смазанной речью. У детей часто сочетается с гиперкинезами (патологическими движениями в различных группах мышц).

Чаще всего встречается при различных травмах у ребенка в возрасте до 2 лет. Для этой формы характерно сочетание нескольких причин и факторов, приводящих к формированию дизартрии.

Признаки дизартрии

Характеристика патологии заключается не только в выявлении причины и места поражения речевого аппарата, но и в определении степени тяжести болезни. Специалисты выделяют 4 формы заболевания, отличающихся по выраженности нарушений речи у ребенка.

Стертая дизартрия (I степень)

При этой форме заболевания дети не слишком отличаются от своих сверстников. Заболевание, как правило, выявляется в возрасте 4-5 лет. Симптомы патологии не слишком специфичны и могут маскироваться под другие схожие болезни нервной системы. При стертом варианте дизартрии родители замечают смешение, искажение или замену одних звуков другими. Очень часто малыши не могут выговорить свистящие и шипящие звуки. Многие дети испытывают определенные сложности в произнесении длинных слов, опуская часть звуков.

Стертая форма дизартрии очень похожа на дислалию, и даже опытным специалистам не всегда удается с первого приема выставить верный диагноз. Дислалия у детей характеризуется появлением различных дефектов речи при полной сохранности речевого аппарата. В противовес этому при дизартрии нарушена иннервация мышц, отвечающих за формирование речи у ребенка. Дислалия чаще обнаруживается у детей 6-7 лет и школьников, тогда как стертую дизартрию определяют несколько раньше.

Обнаружили у ребенка дефекты речи? Обратитесь к врачу!

Стертая дизартрия сопровождается и другими симптомами. У многих детей отмечается снижение интонационной окраски речи. Нередко голос приобретает характерный носовой оттенок. Большинство детей со стертой формой заболевания не способны имитировать различные звуки (например, подражать мяуканью кошки или мычанию коровы). Характерна монотонность голоса при рассказывании стихов или пересказе текста.

Стертая форма дизартрии является самым легким вариантом течения болезни.

II степень дизартрии характеризуется довольно понятной речью с выраженными дефектами произношения. Понять ребенка можно, однако для этого приходится прилагать определенные усилия. Лечение дизартрии наиболее эффективно именно на первой и второй стадиях заболевания.

В III стадии болезни речь малыша становится понятной только его родителям и некоторым близким людям. Посторонним разобрать слова ребенка бывает достаточно сложно.

В IV стадии речь малыша непонятна даже родителям или же вовсе отсутствует.

Диагностика дизартрии

Обследование детей с дизартрией включает в себя:

  • осмотр невролога;
  • консультацию логопеда;
  • ЭЭГ (электроэнцефалографию) и другие электрофизиологические методы;
  • транскраниальная магнитная стимуляция;
  • МРТ головного мозга.

Осмотр у логопеда состоит из нескольких этапов:

  • оценка имеющихся речевых нарушений;
  • определение расстройств, не связанных с артикуляцией;
  • оценка работы мимических и лицевых мышц;
  • исследование речи (произношение, ритм, темп и разборчивость);
  • оценка письменной речи (у детей старше 5 лет).

Лечение дизартрии

Успех коррекции заболевания во многом зависит от формы дизартрии, степени тяжести и наличия сопутствующей патологии. Легче всего поддается терапии стертая дизартрия. При этой разновидности болезни рекомендуется наблюдение у невролога, а также регулярные занятия с логопедом.

Лечение дизартрии обязательно включает в себя следующие этапы:

  • стимуляция физиологического дыхания;
  • развитие речевого дыхания (дыхательная гимнастика);
  • активизация речевого аппарата (в том числе гимнастика и массаж);
  • стимуляция мелкой моторики;
  • развитие голоса;
  • коррекция произнесения звуков;
  • развитие тональности и выразительности речи;
  • стимуляция речевой коммуникации.

В настоящий момент существует множество секций и кружков для детей с дефектами речи. В некоторых из них занятия проводятся в присутствии родителей. Также возможны индивидуальные занятия с логопедом.

Медикаментозное лечение назначается при выявлении неврологических заболеваний, способствующих развитию нарушений речи. При этом симптомы дизартрии у ребенка сочетаются с различными двигательными и сенсорными расстройствами. Лечение основного заболевания проводит невролог, после чего логопед занимается коррекцией речевых нарушений.

В терапии неврологических заболеваний активно используются ноотропные препараты. Такое лечение стимулирует умственную деятельность, улучшает память и внимание, а также повышает способность к обучению. Из наиболее популярных препаратов стоит отметить глицин, церебролизин, «Фенибут», «Пантогам» и «Энцефабол». Лечение ноотропными препаратами довольно длительное. Дозировка и кратность приема препаратов определяются врачом.

Не принимайте ноотропы без назначения врача!

Лечение дизатрии также включает в себя физиотерапию. Хороший эффект замечен от точечного массажа, ЛФК и лечебных ванн. Массаж ребенку обязательно должен делать специалист, разбирающийся во всех тонкостях терапии. Для лечения нарушений речи у детей также активно применяется иглоукалывание и другие методы воздействия на рефлексогенные зоны.

Большое значение в терапии заболевания придается контакту с родителями. Эффективное лечение дизартрии невозможно в изоляции. Родителям больного ребенка следует как можно больше времени уделять своему малышу и поощрять его попытки говорить правильно. Многие дети, стесняясь своего дефекта, замыкаются и предпочитают просто молчать. Родителям следует мягко и осторожно подвести своего ребенка к тому, что речь необходимо развивать, и вместе с малышом осваивать все упражнения, рекомендованные логопедом.

Прогноз заболевания зависит от формы и степени тяжести. Легкой степени дизартрия у детей хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов развить речь ребенка и помочь ему адаптироваться в окружающем мире. У стертой дизартрии достаточно благоприятный прогноз – вплоть до полной коррекции речи.

Профилактика заболевания заключается в предупреждении внутриутробной гипоксии плода, а также защите малыша от травм в процессе родов. Такие меры позволяют предотвратить повреждение головного мозга новорожденного, а значит, уберечь ребенка от дизартрии и других заболеваний нервной системы. При появлении первых признаков нарушения речи следует обратиться к врачу.

Наверняка вы встречали детей, которые говорят так, будто набрали в рот каши. Возможно, такой симптом есть и у вашего ребёнка. Скорее всего, он болен дизартрией. Что это такое, и поддаётся ли оно лечению? Будем разбираться.

Что за болезнь?

Дизартрией называют патологию речевого аппарата, причиной которого является малое снабжение тканей нервами из-за поражения заднелобного или подкоркового отделов мозга. Поскольку нервы обеспечивают связь речевого аппарата и ЦНС, сбой в их работе вызывает расстройство в работе органов речи.

Принято выделять 3 степени тяжести заболевания:

  • Лёгкая или стёртая. Дети не сильно отличаются от сверстников, однако, неловки, быстро устают при нагрузках, у них наблюдаются стойкие расстройства в звукопроизношении (в основном шипящих и свистящих звуков).Лечение детей со стертой дизартрии проходит легче и эффективнее.
  • Средняя или типичная. Проявляется в чётких речевых расстройствах.
  • Тяжёлая или анартрия. Полное отсутствие понятной речи при нормальном формировании органов и желании говорить. То есть у ребёнка достаточно знаний, позволяющих вести диалог, но говорить он просто не может.

Формы дизартрии и их признаки

Принято выделять 5 основных форм дизартрии в зависимости от очага поражения:

На этом изображении указана типология форм заболевания:

Бульбарная

Данная форма — одна из самых тяжёлых форм, встречающаяся крайне редко. По сути, это симптом бульбарного паралича, когда происходит поражение ядер 5 пар черепно-мозговых нервов, находящихся в бульбусе. Дети с таким диагнозом редко доживают до подросткового периода из-за поражений лёгких и сердца.

При заболевании наблюдаются серьёзные расстройства в расположении и работе надгортанника, голосовых связок, гортани и мягкого нёба. К примеру, последнее зачастую бывает опущено, вследствие чего пища может попадать в полости носа и ушей, что вызывает воспаления.

Симптоматика болезни выражена ярко, у ребёнка:

  • затруднено дыхание;
  • изменён тембр голоса (от гнусавости до писклявости);
  • не задействуются мышцы лица (у него не закрывается рот, он не можёт надувать щёки и т. п.);
  • есть паралич жевательных мышц;
  • постоянно наклонена голова.

Основным признаком является то, что ребёнок просто не может говорить из-за парализованности языка.

Псевдобульбарная

Наиболее часто встречающийся вид болезни. По признакам форма похоже на бульбарную, но механизм у них разный. В этом случае страдают пирамидные и проводящие пути, из-за чего наблюдается:

  • повышенное слюноотделение;
  • сильное сжимание губ;
  • повышение тонуса лицевых мышц, особенно языка;
  • нарушение кровоснабжения языка.

При всём этом мышцы сильно напряжены, буквально сжаты в комок, а язык на ощупь холодный. Псевдобульбарная форма зачастую асимметрична, то есть одни мышцы развиваются нормально, а другие плохо.

Основным и самым частым признаком является монотонность речи. Иногда при псевдобульбарной форме может наблюдаться синкинезия, когда язык не двигается, но мышцы губ пытаются ему помочь.

Если ищите реабилитационный центр для восстановления,

рекомендуем реабилитационный центр «Эвексия»

, где проводится реабилитация при неврологических заболеваний, в комплекс занятий входит логотерапия, физиотерапия, гидротерапия и роботизированные технологии.

Подкорковая

В 3 года в мозге начинают созревать подкорковые узлы, которые окончательно сформировываются примерно к 8 годам. Если до этого времени в подкорковых образованиях появляются какие-то патологии, может развиться подкорковая дизартрия, которую называют экстрапирамидной и гиперкинетической.

Заболевание характеризуется повышенным тонусом мышц, отчего последние становятся малоподвижными. У ребёнка появляются тремор и гиперкинез. При этом речь становиться невнятной, с характерным носовым произношением. Поскольку язык подрагивает, произношение и его темп нарушается, становится похож на заикающийся.

Мозжечковая

Исходя из названия, эта форма связана с поражением мозжечка. Тонус мышц при этом ослаблен, потому у детей с мозжечковой дизартрией страдает координация движений. Их речь можно сравнить с речью людей, находящихся в опьянении. Она растянута, часто меняет громкость, отмечается смягчение звуков.

Дети с мозжечковой дизартрией не сильно отличаются от здоровых, и исправить их дефекты можно при помощи обычных занятий.

Корковая

К появлению болезни ведёт поражение нижней трети центральной лобной извилины. Симптоматика ярко выражена и проявляется в:

  • неверном произношении большей части звуков;
  • плохой работе мышц артикуляционного аппарата;
  • замене слогов при сохранности структуры слова.

Причины детской дизартрии

Дизартрия чаще всего возникает либо на фоне других заболеваний, либо нарушений в развитии плода. Как пример причин возникновения можно привести:

  • Органические поражения ЦНС.
  • ДЦП.
  • Поражения головного мозга/его частей вследствие:
    1. внутриутроб. инфекции;
    2. токсикоза у матери;
    3. неправильно развивающейся плаценты;
    4. недоношенности;
    5. несовместимости резус-факторов ребёнка и матери;
    6. асфиксии;
    7. травм при родах;
  • Заболевания, которые перенёс ребёнок в раннем возрасте (менингит, энцефалит и подобные).

Диагностика дизартрии

Диагностика заболевания начинается со сбора анамнеза и определения физического и неврологического статусов пациента. Все эти манипуляции представляют собой стандартный опрос и осмотр врачом. Выясняется всё, что могло бы повлечь нарушения, например:

  • Были ли какие-нибудь заболевания у матери.
  • Как проходила беременность.
  • Как проходили роды и период новорождённости.
  • Какие заболевания перенёс ребёнок.

После сбора данных, врач-логопед заполняет речевую карту для детей с дизартрией. В этой карте указываю информацию о речевом развитии ребёнка от младенчества до времени обращения, например, такие аспекты:

  • Было ли гуление, и когда появились первые слова.
  • На каком уровне находится звукопроизношение, чтение и письмо.
  • Каково состояние общей и мелкой моторики.
  • Каковы плоды коррекционной работы.

Лечение

Независимо от возраста ребёнка и степени тяжести заболевания, последнее нуждается в комплексном лечении, включающем:

  • ЛФК;
  • занятия дыхательной гимнастикой дома;
  • массаж;
  • логопедическую коррекцию;
  • принятие медикаментов.

К необязательным лечебным мероприятиям относят физиопроцедуры и рефлексотерапию, которые дают неплохие результаты, но должны сочетаться с основными мероприятиями.

Рассмотрим каждый пункт в отдельности.

Лечебная физкультура

Упражнения направлены на развитие общей моторики. Лучше всего проводить их перед гимнастикой для органов речи и без обуви. Время занятий:минут, каждое упражнение повторить 3-10 раз. Ниже приведены общие упражнения, которые можно сочетать или полностью заменять другими:

  • Из положения стоя, ноги совместить, руки в стороны ладонями вниз. Повороты туловища.
  • Лёжа, руки вдоль туловища. Сделав глубокий вдох, приподнять голову и ноги, не отрывая таза от пола.
  • Стоя на коленях, руки на поясе. На вдох прогнуться назад, на выдох вернутся в исходное положение.
  • Сидя на ровной поверхности (пол, ковёр и т. п.), ноги немного разведены, руки на бёдрах, голова у груди. На вдох поднять туловище, при этом опираясь в поверхность руками и ногами и откинув назад голову. На выдох вернутся к исходному положению.
  • Лёжа, руки и носки упираются в пол, живот немного поднят над поверхностью. На вдох встать на вытянутых руках и ногах, на выдох вернуться к исходному положению.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика подбирается индивидуально, в зависимости от формы и степени дизартрии. Существует множество методик, но здесь приведём классическую, подходящую практически для всех форм:

  • Ребёнок должен закрыть рот и зажать 1 ноздрю пальцем. Дышать через вторую, а на выдохе мычать. Повторить несколько раз с обеими ноздрями.
  • Предложите ребёнку подуть на кусочки ваты, бумаги, чтобы превратить комнату в занесённый снегом лес. При этом губы должны сложиться в трубочку, а щёки не надуваться.
  • Надуйте вместе с ним шарики или подобные предметы. Вдох производится через нос.

Логопедическая работа

Для детей с дизартрией обязательны занятия у логопеда наряду с логопедической работой дома. Врач сам назначит курс лечения и подробно вам о нём расскажет. Скорее всего, это будут упражнения и гимнастика, направленные на:

  • выработку правильной системы дыхания;
  • развитие слуховых восприятия, памяти и внимания;
  • стимуляцию общей и артикуляционной моторики.

Массаж

Массаж делается очень осторожно, без усилий, чтобы не вызвать спазм. Каждая техника выполняется с лёгким разминанием.

В этом видео вы узнаете, как осуществлять артикуляционную гимнастику при дизартрии:

Массаж губ. Каждую технику выполнять 4-6 раз:

  • От средней части верхней, а затем и нижней, губ к уголкам двумя пальцами.
  • Произвести спиралевидные движения по верхней и нижней губе, а затем по средней их части.
  • То же, но волнообразными движениями.
  • Сделать пощипывание обеих губ.
  • Поглаживание по спирали верхней губы, нижней, а затем обеих сразу.
  • Лёгкое щипание срединной части обеих губ.

Массаж мягкого нёба. Выполнять по 4–6 раз:

  • От передних резцов до серединной части ротов. полости.
  • Постукивания от резцов до средней части нёба.
  • Зигзагообразные, по спирали, круговые и волнообразные поглаживания в этой же области.

Массаж языка. Выполнять по 3–5 раз:

  • Похлопывания и щипания от конца до серединной части языка.
  • Поглаживания в той же области.
  • Поглаживания по спирали.

Каждая из массажных техник направлена на расслабление органов речи и их стимуляцию.

Медикаментозное лечение дизартрии у детей

Лекарств именно от дизартрии как таковых пока нет.

Врачом могут назначаться препараты, убирающие (частично или полностью) симптоматику недуга. Практически в каждом случае назначают Магне В6, Пантогам и лекарства, снимающие спазмы сосудов. Однако они, по большей части, только облегчают состояние пациента.

Из серьёзных лекарств могут быть назначены:

Неплохие результаты показали такие лекарства:

Обратите внимание! Ни в коем случае нельзя давать что-либо ребёнку без совета невролога.

Подводя черту

Поскольку дизартрия обязана своим появлением нарушениям работы мозга, трудно прогнозировать результаты лечения. Однако, если подойти к процессу серьёзно и комплексно, а также выявить болезнь на ранних сроках, можно добиться отличных результатов. Многие дети с диагностированной дизартрией посещают учебные заведения наряду со здоровыми детьми и слабо отстают от них в развитии.

Источник: http://doctor01.ru/dizartriya-u-rebenka-lechenie/