Нос орган обоняния 3 класс

Наши органы чувств — Плешаков Новицкая 3 класс 2 часть

1. Соедини линиями слова в левом и правом столбиках.

Орган зрения — глаза

Орган слуха — уши

Орган обоняния — нос

Орган вкуса — язык

Орган осязания — кожа

2. Самостоятельно или с помощью рисунка учебника подпиши указанные части глаза и уха.

3. Сформулируйте правила гигиены органов чувств, которые «зашифрованы» в этих рисунках. Покажите стрелками, к каким органам чувств они относятся.

Отметьте (закрасьте кружок), какие из этих правил вы выполняете.

4. Узнай подробнее о строении и работе наших органов чувств. Воспользуйся для этого дополнительной литературой, сетью Интернет. Запиши несколько интересных фактов.

Форма наших ушей странная, но именно такая форма помогает нам лучше улавливать звуки. Сквозь ушную раковину и слуховой проход звук проникает в среднее ухо. Некоторые животные, например, заяц, могут двигать ушами в направлении звука, поэтому слышат они лучше, чем человек.

Внутри каждого уха находится по три петлеобразных трубочки, заполненных жидкостью. Когда человек кружится, жидкость приходит в движение. Особые нервы улавливают это и сообщают мозгу. Когда же человек останавливается, то жидкость еще какое-то время колеблется, поэтому бывает головокружение.

Если к уху поднести морскую ракушку, то можно услышать шум прибоя. Говорят, что это море шумит в ракушке. Но на самом деле мы слышим не море, а шум крови у себя в голове. Самая мелкая косточка находится в ухе. Она называется стремечко. Ее длина — всего 2 миллиметра.

Укажи источники информации

Книга «Отчего и почему?» из серии «Энциклопедия для любознательных»

Источник: http://okrumir.ru/3-klass/rabochaya-tetrad-po-okruzhayushhemu-miru-dlya-3-klassa-pleshakov-a.a.-i-novickaya-m.yu.-2-chast/nashi-organy-chuvstv.html

Тема урока: "Органы обоняния, вкуса, осязания: нос, язык, кожа"

Предмет: развитие речи на основе знакомства с окружающим миром.

Класс: 3 (программа школы VIII вида).

Тема: Органы обоняния, вкуса, осязания: нос, язык, кожа.

Цель: ознакомление с органами чувств.

Задачи:

  • познакомить с органами обоняния, вкуса, осязания;
  • совершенствовать технику чтения;
  • отрабатывать умение моделировать фразу;
  • развивать зрительную память;
  • воспитывать эмоциональную адекватность.
  • Оглавление:

    Оборудование:

  • картинки с изображением органов человека: уши, ноги, нос, глаза, руки;
  • карточки со словами, словосочетаниям, буквами;
  • предметы для игры “Ароматы и запахи”: духи, чеснок, апельсин;
  • маленькое зеркало;
  • продукты для игры “Угадай по вкусу”: банан, яблоко, апельсин, конфета;
  • предметы для игры “Определи на ощупь”: камушки, мягкая игрушка, резиновый мячик.
  • План урока:

    1. Организационный момент.
    2. Повторение.
    3. Физминутка.
    4. Введение в тему.
    5. Изучение нового материала.
    6. Физминутка.
    7. Изучение нового материала.
    8. Закрепление.
    9. Домашнее задание.
    10. Итог урока.

    Ход урока

    1. У нас сегодня на уроке гости. Покажем, как мы работаем?

    2. Отработка биологических терминов и понятий

    – На прошлых уроках мы говорили про организм человека. Организм человека – это сложный механизм. В нём работает много систем и органов. Это костная система, которая состоит из костей. Мышечная система, состоящая из мышц. Нервная система контролирует работу всего организма. Система органов дыхания состоит из лёгких, бронхов. В сердечно – сосудистой системе можем отметить сердце, сосуды. В пищеварительной системе мы называли желудок, пищевод, кишечник. В выделительной системе знаем почки.

    – На прошлом уроке мы говорили об органах чувств. Какие органы чувств мы узнали? (Глаза.) Для чего нужны глаза? Как сохранить хорошее зрение? Для чего нам уши? Как сохранить хороший слух?

    · Упражнение на развитие памяти.

    – А сейчас мы с тобой поиграем. (Карточки, на которых изображены ноги, уши, глаз, руки, нос) Это что? Запомни, как лежат картинки. Сейчас ты закроешь глаза. Я поменяю картинки местами, а ты скажешь, что изменилось. Запомнила? Теперь закрывай глаза. Что изменилось?

    · Упражнение в группировке.

    – Теперь поиграем по-другому. Разложи эти картинки на 2 группы. Как назовём каждую группу? (Ноги, руки – части тела. Уши, глаз, нос – органы чувств.)

    · Упражнение в установлении логических связей.

    – Перед тобой 2 столбика слов:

    К каждому слову из левого столбика надо найти пару из правого. Для этого сначала прочитай слова справа. Теперь читаем слово из левого столбика и находим ему пару. Теперь с каждой парой слов составим предложение так, чтобы слова дружили.

    3. Физминутка.

    – Наши глаза устали. Надо сделать зарядку. Встань прямо лицом к окну. Найди глазками высокую трубу. Смотрим на её конец и считаем глаза до 20 (“Один глаз, два глаза. ). Теперь смотрим на носик кошечки (маленькая картинка прикреплена на окно) и считаем уши от 20 (двадцать ушей, девятнадцать ушей…) в обратном порядке. Зажмуримся. “Бабочки” (быстро моргать глазами).

    – Что мы будем изучать сегодня? Ты сама догадаешься. (Таблица с изображением геометрических фигур. Отдельно вырезанные такие фигуры с написанными в них буквами. При наложении карточек с буквами на контуры в таблице появляется тема урока: НОС. ЯЗЫК. КОЖА) Положи каждую букву в домик. Читай, что получилось.

    – Сегодня мы узнаем, зачем человеку нужны нос, язык, кожа.

    – Как ты думаешь, что у меня в коробочке? (Духи.) Как ты догадалась? (Понюхала.) Чем? (Носом.) Нос – это орган обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Многие приятные запахи доставляют нам радость : аромат цветов, чистого воздуха после дождя, хвойного леса… Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности. Например, об утечке газа из газовой плиты. Или о том, что пища испорчена, есть нельзя! И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит. А какие запахи нравятся тебе?

    – Поиграем в игру “Ароматы и запахи”. Закрой глаза. Понюхай. Отгадай, что это. Скажи, нравится тебе такой запах или нет.

    – Но нос нам помогает только тогда, когда он чистый, т.е. когда в нём не скапливается слизь, грязь. Для этого его надо ежедневно прочищать, т.е. высмаркиваться во время утреннего туалета. Утром, когда ты умываешься, не забывай обязательно прочищать нос – тогда ты сможешь чувствовать ароматы вокруг. Надо оберегать себя от простуды, потому что при насморке человек плохо чувствует запахи. Что же делать, если вдруг заболел?

    – У какого сказочного героя был длинный нос? Встань и представь, что ты – Буратино.

    Раз – нагнулся, два – нагнулся.

    Руки в стороны развёл –

    Видно, ключик не нашёл.

    Чтобы ключик нам достать,

    Надо на носочки встать, присесть, подпрыгнуть, хлопнуть, сесть.

    – У меня 2 баночки. В одной – соль, в другой – сахар. Но, где что, я забыла. Ты можешь определить? Как? Что тебе поможет? Язык – это орган вкуса. Он помогает нам отличить горькое от сладкого, кислое от солёного, вкусное от невкусного. Иногда по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и есть её нельзя. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем её вкуса. Пища должна быть не очень горячей. На языке расположены особые вкусовые сосочки. Это они помогают нам различать вкус пищи. Возьми зеркало и рассмотри свой язык. Видишь эти сосочки? А теперь проверим, как ты с их помощью отгадаешь, что я дам тебе попробовать. Закрывай глаза. Открывай рот. Пробуй. Что это?

    – У меня 2 баночки с водой. В одной вода горячая, в другой – холодная. Определи, где какая вода. Кожа – это орган чувств. Она может “рассказать” нам о том, что нас окружает. Гладкий предмет или шершавый, мягкий или твёрдый? Это можно определить на ощупь – с помощью кожи. С закрытыми глазами или в темноте можно узнать о размерах и форме предмета. Кожа предупреждает нас и об опасности. Вот ты прикоснёшься к горячему предмету и тут же отдёргиваешь руку. Почему? Потому что кожа мгновенно подала сигнал: берегись, горячо! А на морозе она нам подсказывает: очень холодно, не обморозь пальцы! Способность человека чувствовать прикосновения, боль, тепло и холод называется осязанием. Кожа – орган осязания. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обмораживания.

    – Поиграем в игру “Что это?”. С закрытыми глазами ты должна определить, что за предмет у тебя в руках.

    – С какими органами чувств мы сегодня познакомились? Положи карточку со словом нос слева. Правее положи карточку со словом язык. Справа положи карточку со словом кожа. Это наши органы чувств. Теперь ты читаешь наши действия и кладёшь карточку под тот орган чувств, которым мы это ощущаем. (Карточки со словами НОС, ЯЗЫК, КОЖА, РАЗЛИЧАЕМ ВКУС ПИЩИ, РАЗЛИЧАЕМ ЗАПАХИ, РАЗЛИЧАЕМ ТВЁРДОЕ И МЯГКОЕ)

    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФСот 5 мая 2017 г.

    Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/605285/

    Урок «Закрепление. Нос-орган обоняния. Язык-орган вкуса»

    Познание мира 3 класс Дата ______

    Тема: Нос-орган обоняния. Язык-орган вкуса

    Цель: Закрепить знания о значении органов обоняния и вкуса.

    Задачи: Установить взаимосвязь органов обоняния и вкуса с познанием окружающего мира. Способствовать развитию интереса в познании самого себя . Развивать мышление, речь, познавательные интересы. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию новых знаний. Воспитание соблюдения здорового образа жизни, правил гигиены при уходе за носом и языком.

    Оборудование: компьютер, презентация « Нос-орган обоняния. Язык-орган вкуса», памятки «Правила работы в группе», « Распределение ролей». пакетики с наполнителями: давленый чеснок, растворимый кофе, цедра мандарина, ватка с ароматами духов; пакеты с сахаром, солью, лимонной кислотой, оценочные листы, листы самооценки, карточки с названиями профессий.

    Деление на группы. Распределение ролей.

    (Памятки лежат на столах)

    — Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей. Кстати, кто такие исследователи?

    Исследователь — человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам.

    — Сейчас нам предстоит исследовательская работа в группах.

    Давайте вспомним Правила работы в группе:

    В группе должен быть организатор обсуждения.

    Каждый может высказать свою версию решения.

    Один говорит, а остальные слушают.

    Каждая версия обсуждается в группе,

    Прежде, чем начать работу, зарядимся доброй энергией, настроимся на успех. Встали, возьмите друг друга за руки, передайте импульс: улыбнитесь друг другу – вы команда.

    III . Проверка усвоения изученного материала:

    — Что мы будем исследовать?

    Отгадать загадку 1 группе:

    Между двух светил

    Я в середине один. Нос.

    Отгадать загадку 2 группе:

    Если б не было его,

    Не сказал бы ничего. Язык.

    Вопрос 3 группе:

    Чистота – залог . здоровья.

    Заполнение оценочного листа.

    Оцениваем себя сами по 5 балльной системе

    Выступление ребят по пунктам «Знаю» и «Хочу узнать».

    — Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы. Во второй графе запишите, что бы вы хотели узнать по этой теме.

    Правила гигиены при уходе за носом и языком

    Выступление ребят по пунктам «Знаю» и «Хочу узнать».

    Заполнение оценочного листа.

    IV . Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.

    После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.

    Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,

    Раз, два, три, четыре –

    Снова дышим: глубже, шире.

    Практическая работа для группы «Нос»

    Цель: выяснить, когда возникает чувство запаха; какие вещества вызывают неприятные ощущения.

    Ход работы . Перед вами пакетики, в которых лежат различные вещества. Можем ли мы на глаз, не открывая их, определить, какие именно вещества находятся в пакетах? Что мы должны сделать? (понюхать).

    Определите эти вещества.

    — Какие запахи вы определили?

    Запах № 1 — чеснок Запах № 3 – цедра мандарина

    Запах № 2 — кофе Запах № 4 – ватка с ароматом духов

    — Когда вы ощущали запах? Когда делали вдох.

    — Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох. Какие запахи вам было приятно ощущать?

    Вывод: Неприятные запахи предупреждают об опасности. Запах чего может предупреждать об опасности? (Запах газа, испорченной пищи, запах дыма)

    Приятные запахи доставляют радость: запах цветов, леса, неприятные — предупреждают об опасности – утечке газа, испорченной пищи и т.д. Таким образом, нос работает как сторож.

    Подберите научное определение. Нос-это орган чего? орган обоняния.

    Практическая работа для группы «Язык»

    — Рассмотрите свой язык в зеркало. Что вы увидели? Полоски, красные точки.

    Цель: выяснить, что и как чувствует язык.

    Ход опыта: на столе три конверта с разными веществами, нужно определить на вкус, какие они. Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали? Можем ли мы на глаз определить, что в них находится?

    — Как будем определять? (попробуем языком).

    — Пробуйте самым кончиком.

    У вещества в пакете № 1 соленый вкус.

    У вещества № 2 — сладкий.

    У вещества № 3 — кислый.

    — С помощью какого органа мы узнавали вещества на вкус? (Орган вкуса — язык).

    — Какой вкус почувствовали?

    – Что помогло вам почувствовать вкус? (При ответе «рот» предложить исследование губами.)

    — Какие вещества в пакетах? ( Сахар. Соль. Лимонная кислота.)

    — Можно ли по вкусу определить испорчена ли пища? (Да).

    Вывод: Язык помогает нам отличать горькое от сладкого, кислое от соленого, вкусное от невкусного.

    Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния и слуха.

    – Дайте научное определение этому органу . Язык – это орган чего? вкуса

    Практическая работа для 3-ей группы «Правила гигиены» .

    Составить два кластера.

    — Для людей определенных профессий очень важно чтобы был хорошо развит определенный орган чувств? Попробуйте найти эти профессии.

    Группе дается задание распределить названия профессий.

    — Людям каких профессий нужно острое чувство обоняния? (Создатели духов, вин, химики, работающие с газами.)

    — Людям каких профессий нужно острое чувство вкуса? (Дегустаторы, повара, селекционеры, выводящие новые сорта фруктов, ягод, овощей)

    Вывод (продолжи высказывание).

    Органы чувств нужны и важны, потому что…

    Заполнение оценочного листа.

    VI . Занимательная минутка «А знаете ли вы?»

    1. Вопрос группам от группы «Нос»:

    — Как вы понимаете поговорку «зарубить на носу»?

    Выслушивают ответы детей.

    Объясняют значение поговорки «зарубить на носу»:

    — Смысл этих слов довольно ясен — «зарубить на носу» значит: запомнить крепко-накрепко, раз навсегда.

    Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать на собственном лице зарубки.

    Напрасный страх: слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались «носами».

    — Как вы понимаете выражение «держать язык за зубами»?

    Выслушивают ответы детей.

    Объясняют значение фразеологизма « держать язык за зубами» :

    — «Держать язык за зубами» означает молчать, не говорить лишнего; быть осторожным в высказываниях.

    3. Вопрос группам от группы «Правила гигиены»:

    — Как вы понимаете пословицу: «Береги нос в большой мороз»?

    Выслушивают ответы детей.

    Объясняют : Это означает, что в холодное время года при низких температурах воздуха мы не должны забывать про свой нос, так как этот орган остается незащищенным. Нос необходимо прикрывать шарфом, иначе его можно отморозить.

    Заполнение оценочного листа.

    VII . Повторение изученного материала.

    — Наши исследователи хорошо поработали, мы познакомились с органами чувств человека. А управляет работой всех органов чувств головной мозг человека! И я хочу, чтобы ваш мозг сейчас еще немножко подумал.

    Заполнить таблицу: приклеить в столбцы соответствующие слова.

    органы зрения уши различаем и узнаем предметы, их цвет, форму, величину

    органы осязания глаза слышим целый мир звуков

    органы обоняния язык определяем вкус

    орган вкуса нос чувствуем запахи

    орган слуха кожа ощущаем теплоту, холод, боль

    Выступление ребят. Проверка.

    Заполнение графы «Узнали».

    Заполнение оценочного листа.

    — Органы чувств — наши … верные помощники.

    — Они помогают узнать, что… происходит в окружающем мире в мире.

    — Они показывают нам… разные признаки и свойства

    Заполнение графы «Узнали»

    Оцените вклад каждого в работу группы по 5-бальной системе. Объясните.

    IX . Домашнее задание: заполнить памятку в Дневниках наблюдения «Береги органы чувств»

    — Вот и закончилось наше исследование.

    Было очень приятно работать с умными, наблюдательными и заботливыми исследователями.

    Заполнение Листа самооценки.

    Лист самооценки (ставим +)

    Доволен ли ты своей работой?

    Доволен ли ты работой группы в целом?

    Удалось ли группе провести исследование?

    Смогла ли группа записать результаты исследования?

    Доволен ли ты отчётным выступлением группы?

    Какую отметку ты поставишь своей работе?

    Какую отметку ты поставишь за работу всей группы?

    ны семь модулей программы.Все этапы урока взаимосвязаны. Урок проходит в групповой работе, где каждый ученик может проявить свои способности.Модуль Обучение одарённых и талантливых учеников. Цель данного модуля вовлечь одарённых и талантливых детей в процесс обучения и создать условия для реализации их возможностей. Обучение талантливых детей происходило через углубление и расширение заданий.Отработаны правила работы в группе, чётко распределялись обязанности по группам .Детям начального звена необходима частая смена вида деятельности. Модуль Управление и лидерство в обучении прослеживался через тренинги работы лидеров в группе, развитие инициативы учащихся, умение высказывать собственное мнение.

    • Алтаева Гульнара Кустаевна
    • 517
    • 05.04.2015

    Номер материала:

    Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

    Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    Вам будут интересны эти курсы:

    Вы первый можете оставить свой комментарий

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.

    Источник: http://infourok.ru/urok_zakreplenie._nos-organ_obonyaniya._yazyk-organ_vkusa.htm

    Проект «Нос — орган обоняния»

    Описание разработки

    Цель данной работы:

    изучить строение и функции органов дыхания;

    составить комплексы упражнений для эффективной работы носа.

    изучить литературу по данному вопросу;

    провести исследование обонятельной памяти у учащихся 4-Б класса;

    подобрать комплексы упражнений для эффективной работы носа;

    из комплексов упражнений выбрать наиболее доступные и интересные;

    использовать комплексы упражнений для эффективной работы носа во время подвижных игр, ежедневной утренней гимнастики.

    В носовой полости за 5 минут погибает 90 % всех микробов.

    Нос человека имеет три камеры:

    нижнюю, среднюю и верхнюю.

    Нижняя и средняя камеры выполняют по сути санитарную роль, согревая и очищая вдыхаемый воздух.

    Стенки верхней камеры выстланы нейроэпительем, которые и играют обонятельную функцию носа.

    Нос орган обоняния, является одновременно и фильтром, и печкой, и сторожевым постом.

    Дыша, необходимо держать рот «на замке».

    Не ленясь, выполнять самое простое упражнение дыхательной гимнастики: закрыв рот, сделать 5- 6 медленных вздохов и выходов через нос. При этом кисти рук положить на шею (сзади) или на верхнюю часть живота;

    Регулярно проветривать комнату, не забывать протирать пыль с мебели, почаще делать влажную уборку, гулять на свежем воздухе в парке или в лесу.

    Все это идет носу на пользу.

    Каждый человек двадцать первого века должен знать, как функционирует его организм, быть теоретически подкованным в сохранении своего здоровья и уметь применять знания на практике. Для этой цели нами были составлены рекомендации, которые помогут учащимся и другим людям сохранить здоровыми органы носовой полости.

    Выполняя ежедневно дыхательную гимнастику, ЛОР заболевания в этом учебном году снизились до 5 человек, а заболевания ОРЗ, ОРВИ снизились в два раза, что подтверждает нашу гипотезу.

    Получите полные комплекты

    Электронная тетрадь по математике для 4-го класса

    Похожие файлы

    Комментарии 1

    Чтобы добавить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

    Комплекты учителю

    Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

    Вебинары для учителей

    Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

    Свидетельство сразу

    Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

    Рассылка для учителя

    Получайте бесплатно новые полезные материалы прямо на свой email

    Не забудьте поделиться материалом

    в социальных сетях с Вашими

    Вы смотрели

    ©, ООО «Мультиурок», ИНН1

    Для учителя

    О проекте

    Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

    Источник: http://videouroki.net/razrabotki/proekt-nos-organ-obonyaniya.html

    Орган обоняния человека. Функции органа обоняния

    Очень важными для всех нас являются органы чувств. Обоняние человека способно сделать восприятие мира намного ярче.

    Роль органа обоняния

    Орган обоняния – нос, который служит нам, чтобы мы могли наслаждаться прекрасными запахами, ароматами. Он также предупреждает нас о различного рода опасностях (пожар, утечка газа). Хорошее обоняние очень важно для любого человека, так как без него невозможно воспринимать мир на все 100%. Так, при плохом обонянии жизнь может стать серой и тусклой, лишенной всех красок.

    Орган обоняния – это инструмент для получения информации, он помогает человеку познавать мир. Известно, что дети, у которых нарушено восприятие запахов, не могут правильно развиваться и отстают от своих сверстников. Орган обоняния человека тесно связан с органом вкуса. Совсем небольшая потеря возможности тонко чувствовать и различать запахи сводит на нет удовольствие от самой вкусной еды. Да и свое окружение люди часто выбирают по запаху. Наверное, никто не сможет долго общаться с человеком, если его аромат не очень приятен.

    Орган обоняния, помогая нам воспринимать запахи, способен создавать настроение и влиять на самочувствие. Например, запахи корицы и мяты могут увеличить внимание и снизить раздражительность, а ароматы кофе и лимона помогают ясному мышлению. Орган обоняния человека обладает возможностью различать доароматов. Этим богатством, данным нам от природы, нужно дорожить. Никто из людей не хочет перестать ощущать запахи цветов, трав, леса, моря.

    Что такое обоняние?

    Способность к различению и восприятию различных запахов веществ, которые находятся в окружающей среде, – это обоняние. Распознавание запахов обычно провоцирует возникновение различных эмоций. В этом смысле обоняние часто становится важнее, чем, например, хороший слух или прекрасное зрение. Воздействие различных ароматических веществ на орган обоняния способно возбудить нервную систему человека. Это, в свою очередь, приводит к изменению функций разных органов и систем всего организма.

    Устройство органа

    Орган обоняния – нос, который воспринимает соответствующие раздражители, растворенные в воздухе. Процесс обоняния состоит из:

    • обонятельной слизистой оболочки;
    • обонятельной нити;
    • обонятельной луковицы;
    • обонятельного тракта;
    • коры головного мозга.

    За восприятие запахов отвечают обонятельный нерв и рецепторные клетки. Они находятся на обонятельном эпителии, который располагается на слизистой оболочке верхнезадней части полости носа, в области носовой перегородки и верхнего носового хода. У человека обонятельный эпителий покрывает площадь размером около 4 см 2 .

    Все сигналы от рецепторных клеток носа (которых насчитывается до 10 миллионов) посредством нервных волокон поступают в головной мозг. Там и формируется представление о характере запаха или происходит его узнавание.

    У человека существуют обонятельный и тройничный нервы, к окончаниям которых присоединяются рецепторы запаха. Нервные клетки имеют два типа отростков. Короткие, называемые дендритами, по форме напоминают палочки, каждая из которых содержитобонятельных ресничек. Другие, центральные отростки (аксоны), намного тоньше, они образуют тонкие нервы, которые напоминают нити. Эти самые нити проникают в полость черепа, используя для этого отверстия в пластинке решетчатой кости носа, и далее присоединяются к обонятельной луковице, переходящей в обонятельный тракт. Луковица лежит на основании черепа и составляет особую долю головного мозга.

    К системе висцерального мозга, или лимбической системе, относятся корковые зоны обонятельного анализатора. Эти самые системы ответственны за регуляцию врожденной активности – поисковой, пищевой, оборонительной, половой, эмоциональной. Висцеральный мозг также имеет отношение к поддержанию гомеостаза, регуляции вегетативных функций, формированию мотивационного поведения и эмоций, организации памяти.

    Особенность

    Орган обоняния способен оказывать влияние на пороги цветоощущения, вкуса, слуха, возбудимости вестибулярного аппарата. Известно, что если резко снижается обоняние человека, то и замедляется темп его мышления. Строение органа обоняния особенное, оно выделяет его среди других органов чувств. Все структуры анализатора обоняния принимают важное участие в организации эмоций, поведенческих реакций, процессов памяти, вегетативно-висцеральной регуляции, регуляции активности прочих областей коры головного мозга.

    Есть такие вещества, которые обладают резким запахом (нашатырь, уксусная эссенция). Они способны оказывать как обонятельное воздействие, так и раздражающее на чувствительные волокна тройничного нерва. Это объясняет специфичность формирования ощущений запаха. Рефлекторно могут изменяться частота дыхания, пульс, кровяное давление под воздействиями обонятельных раздражителей.

    Чувствительность органа

    Об остроте обоняния можно судить по тому, что человек способен ясно воспринимать, например, запах 0,доли грамма масла розы или мускуса, примерно 4,35 доли грамма газа меркаптана. Если в воздухе содержится даже 0,г на 1 см 3 газа сероводорода, то он явно нами ощутим.

    Существуют запахи, которые обладают большой силой и стойкостью и даже могут храниться в течение 6-7 тысяч лет. Примером этому могут служить запахи, которые ощутили люди, участвовавшие в раскопках египетских пирамид. Можно сказать, что наш нос способен обнаружить во вдыхаемом воздухе различные примеси пахучих веществ в очень малых количествах, которые не могут быть измерены даже при помощи химических исследований. Доказано, что острота обоняния зависит от времени суток (после сна лучше чувствуются запахи) и физиологического состояния человека. Обоняние более остро, когда человек испытывает голод, а также в течение весны и лета.

    Орган обоняния человека способен различать не больше нескольких тысяч различных оттенков запахов. В этом мы очень сильно отстаем от животных. Собаки, например, могут узнать около 500 тысяч запахов.

    Обоняние и эмоции

    Проведенные исследования мозга говорят о том, что из обонятельного мозга в процессе эволюции постепенно образовались полушария переднего мозга, которые отвечают за высшую нервную деятельность. Запах является первичным источником и способом передачи различной информации среди существ в живой природе. Кроме того, для всех животных и для первобытного человека орган обоняния необходим для нахождения пищи, полового партнера, предупреждения об опасности или маркировки зоны обитания.

    Для человека, живущего в современном мире, основным способом передачи информации становится вербальный, который смог вытеснить все другие, возникшие ранее. Известно, что запах обладает мощным воздействием на эмоциональную сферу, а также процессы, связанные с нею. Это воздействие зачастую происходит на уровне подсознания. Данный опыт в жизни человека не всегда положительный. Например, фиксируются проявления болезней в виде психосоматических заболеваний.

    Большое значение обоняния

    Функции органа обоняния многочисленны в жизни всех живых существ, так как он способен предупредить об опасности отравления ядовитыми газами, которые могут попасть в организм через легкие. Также имеется возможность контролировать с помощью запаха качество употребляемой пищи, что защищает от попадания в ЖКТ разложившихся и недоброкачественных продуктов.

    Заключение

    В качестве заключения можно сказать, что тесная связь долговременной памяти, эмоций и обоняния говорит о том, что запах является мощным средством воздействия на весь организм человека и его мировосприятие в целом.

    Источник: http://www.syl.ru/article/170270/undefined

    Нос орган обоняния 3 класс

    Продолжаем серию Интернет-уроков по окружающему миру. Поговорим мы сегодня об органах чувств. Вероятно, в первый период существования жизни на Земле наша планета была для живых существ совершенно тёмным и беззвучным миром. Постепенно они научились ощущать запахи, вкус, прикосновения, тепло и холод, приобретя тем самым осязание, обоняние, вкус. С их помощью древние организмы искали пищу, уходили от опасности…

    Постепенно живым существам открывался мир красок и звуков. Животные начали приобре­тать защитную окраску, приучались тихо под­крадываться к добыче или затаиваться от врага. Всё совершеннее становилось их восприятие, всё разнообразнее — воспринимаемый ими мир кра­сок, звуков, запахов живой природы.

    У человека есть пять органов чувств – слух, зрение, обоняние, вкус, осязание . С их помощью человек получает информацию об окружающем мире. За каждое из чувств отвечает специальный орган. Назовите их…

    Верно, орган зрения — это глаз, орган слуха — ухо, орган вкус- язык, орган осязания — кожа и орган обоняния — нос. А теперь о каждом поподробнее.

    Орган зрения — глаз

    Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле.

    Говорят, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». С помощью зрения человек получает 90% информации об окружающем ми­ре. С его помощью человек видит свет, определяет цвет, форму и размер предметов, их движение.

    Глаза расположены в глазницах – специальных впадинах черепа. Глаз очень важные орган и нуждается в защите. Брови и ресницы защищают его от пота и пыли.

    Веки, подобно дворникам автомобиля. Примерно 25 раз в минуту человек двигает веками – моргает. Это очищает открытую часть глаза от пылинок и соринок, смачивает, предохраняя от высыхания. В этом им помогает омывающая роговицу слёзная жидкость.

    Сам глаз иначе называется глазным яблоком (за свою форму) или стекловидным телом . Заднюю стенку «яблока» выстилает чёрная плёнка — сетчатка .

    Спереди глаз защищён прозрачной роговицей . Под роговицей расположена цветная радужная оболочка (радужка), именно ее цвет определяет цвет глаз. Радужка регулирует проникновение света внутрь глаза. В центре радужки — отверстие, которое называется зрачок. В темноте зрачок расширяется, чтобы пропустить в глаз больше , а при ярком свете сужается.

    За зрачком расположен хрусталик глаза, похожий на линзу. Проходя сквозь хрусталик, лучи света достигают сетчатки. Сетчатка также важна для глаза, как плёнка для фотоаппарата. Она состоит из светочувствительных клеток, каждая из которых посылает свой сигнал по зрительному нерву в полушария головного мозга. Из этих сигналов наше сознание складывает изображение и получает представление о предмете.

    А вы знаете, что в сетчатке два вида светочувствительных клеток. Одни различают цвета, но только при достаточном освещении. Другие воспринимают мир оттенках серого, но зато они более чувствительны к свету. Вот почему для нас «ночью все кошки серы».

    Строение глаза с 4.05 до 7.24 и 10.09 до 11.09

    А вы знаете, что…

    • Вы смотрите с помощью мозга, а не глаз. Функция глаз состоит в том, чтобы собирать нужную информацию о предмете, на который вы смотрите. Это информация затем посылается в головной мозг. Вся информация анализируется в мозге.
    • При дневном свете или слишком сильном холоде цвет глаз у человека может меняться.
    • На Земле примерно 1% людей, у которых цвет радужки левого и правого глаза неодинаков.
    • Простейшая гимнастика для глаз: «Бабочка». Часто-часто поморгайте. Оказывается, перед монитором глаза ленятся и перестают моргать, а это вредит нашему зрению.
    • Человеческий глаз различает всего семь основных цветов — красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Но кроме этого, глаза обычного человека способны различить до ста тысяч оттенков, а глаза профессионала (например художника) до миллионна оттенков.
    • Индийские йоги лечат глаза, глядя на солнце, звёзды и луну. Они считают, что нет света, равного по силе солнечному. Лучше всего это упражнение выполнять на восходе или заходе солнца. Но не следует смотреть на него в полдень.
    • Компьютерами будущего можно будет управлять движениями глаз. А не мышью и клавиатурой, как сейчас.
    • Парадокс, но при быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.

    Это невероятно, но мозг можно обмануть… такой обман называют оптические иллюзии или обман зрения. Например, посмотрите на следующие картинки…

    Они движутся? Но это только нам кажется, на самом деле, они просто нарисованы.

    Много информации человек получает через слух. Это звуки, издаваемые объектами неживой и живой природы, и человеческая речь. Благодаря слуху человек узнает об опасности, которую он не видит, например, о приближающемся автомобиле.

    Орган слуха – ухо, это второй по важности орган чувств человека. Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит ухо – это орган слуха и равновесия .

    То, что мы обычно называем ухом, — это наружное ухо или ушная раковина . Она улавливает звуки и направляет их в слуховой канал, который заканчивается барабанной перепонкой .

    За ней находится полость среднего уха со слуховыми косточками. Звуковые колебания воздуха вызывают колебания барабанной перепонки. Они усиливаются слуховыми косточками и передаются дальше — во внутреннее ухо (улитка) , заполненное жидкостью. Жидкость заставляет вибрировать чувствительные волоски. От них по слуховому нерву в мозг передаётся сообщение о звуке.

    Благодаря тому, что органов слуха два, мы не только ощущаем звуки, но и определяем, где находится источник.

    Во внутреннем ухе имеется орган равновесия (вестибулярный аппарат).

    Чувство равновесия — это способность определять положение тела в пространстве, то есть различать верх и низ. Благодаря этому чувству мы ходим, не падая. Но если находиться долгое время на качающейся палубе корабля, то чувство равновесия притупляется: возникает головокружение. Такое состояние называется морской болезнью.

    А вы знаете, что…

    • Громкая музыка вредна для слуха. Это является проблемой не только на концертах, но и в ваших наушниках. Кстати, прослушивание музыки через наушники увеличивает число бактерий в 700 раз.
    • Уши самоочищаются. Поры в ушном проходе производят ушную серу, а мелкие волоски, называемые ресничками, выталкивают ее из ушей.
    • Малейший звук, который вы может услышать составляет 0 децибел. Уровень громкости реактивного двигателя составляет 120 децибел. Если в течение 8-ми часов на вас воздействует 90 децибел и больше, это может повредить ваш слух. На рисунке показаны шкала с децибелами звука (мощность звука). Чем краснее шкала, тем выше децибелы, а значит звук опасный для слуха.
    • Звук бушующего океана, который мы слышим, когда прикладываем морскую ракушку к уху – это не океан, а звук крови, бегущей по венам в ухе.

    Орган обоняния — нос

    Зачем человеку обоняние? Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны и пищеварительных соков и, следовательно, сохраняет здоровье. Также обоняние предупреждает человека об опасности, например, при утечке газа, при пожаре.

    Орган обоняния – нос. Внутри носа расположена слизистая поверхность, а на ней – миллионы нервных волокон. От различных предметов отделяется множество мелких частичек, которые парят в воздухе. Эти незаметные частички попадают на нервные волокна носа и раздражают их. Это раздражение передается в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение запаха. Частички разных веществ раздражают нервные волокна по-разному, поэтому человек различает запахи.

    С запахами у человека связаны многие ассоциации. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

    А вы знаете, что если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественную пищу.

    Ощущение запаха неотделимо от самого вещества. Насчитывается до 400 тысяч различных запахов, воспринимаемых человеком. Заметим, что до сих пор нет научной классификации запахов и они носят названия по тому веществу, которое их издает “травы”, “запах розы”, и т.д.

    Мы ощущаем запах только при вдохе. Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запах. Задержите дыхание на некоторое время, и вы не будете чувствовать запаха, хотя источник его находится у самого носа. Произведите несколько резких коротких нюхательных движений. Они особенно благоприятны для работы орган обоняния, который расположен в самой верхней части носовой полости.

    А вы знаете, что…

    • У собаки в носу 230 миллионов обонятельных клеток, а у людей 10 – 11 миллионов, что в двадцать раз меньше. Тем не менее, собака не может найти то, что вообще не пахнет.
    • У людей самыми любимыми являются запахи свежего хлеба, свежескошенной травы и кофе. Запахи булок и кофе не только возбуждают аппетит, но и повышают желание покупать. Поэтому часто в больших магазинах пахнет кофе и свежей выпечкой.
    • Человек, который живет среди шумной цивилизации, не ощущает до 70% городских запахов. А вот, например, африканец, который живёт в дикой природе, способен уловить запах своего друга, прошедшего по лесной тропинке несколько часов назад.

    Орган вкуса — язык

    Перед вами три стакана с желтоватой жидкостью? Что это может быть? Хватит ли вам ли вам органов чувств — зрения, слуха, носа? Если нет, попробуйте принять решение, что делать….

    Верно, сок нужно попробовать, то есть какой включить орган чувств? Верно, это ВКУС.

    На земле миллиарды продуктов и у каждого свой вкус. Невероятно, но человек способен различать все оттенки этого разнообразия.

    Для начала выясним, ДЛЯ ЧЕГО человеку дано ощущать вкус?

    Когда вы были совсем-совсем маленькими, вы были настоящими исследователями. Всё, что привлекает внимание младенцев, незамедлительно попадает в рот.

    Таким образом, дети пытаются получить информацию о предметах, с которыми сталкивается. Уже младенцы способны распознавать вкус.

    Вкус необходим человеку для того, чтобы распознавать химический состав любого вещества, который попадает внутрь. Значит, вкус — защитник организма . Вкус единственный орган чувства, от которого напрямую зависит наша жизнь!

    Кстати, нашим далёким предкам любопытным казалось всё: вкус подсказывал, что можно есть, а что — нет.

    Интуитивно первобытные люди выбирали сладкие фрукты, ведь в них много сахара, а значит много калорий. Калории- это топливо для организма. В соленой еде масса минералов, а вот продукты горькие и кислые, как правило, считались испорченными или ядовитыми.

    А ещё вкус приносит радость .

    А вы знаете, что даже корова выбирает себе более сочную траву.

    Интересно, зачем получать удовольствие от еды?

    А вы знаете, что самые лучшие ценители вкусной еды — …. тараканы. Они даже с большого расстояния, при помощи слюны, передают информацию о том, что лежит еда. Кстати, тараканы любят фруктовый сок.

    Фото с katala.com

    Вкус — это один из видов ощущений человека, с помощью которого он познаёт окружающий мир. Так почему же мы стремимся съесть особенно вкусное?

    Оказывается, сначала человек начинает принимать еду из — за чувства голода. Голод — это реакция организма, заставляющая нас искать «топливо», чтобы выжить.

    Затем умный мозг во время приёма пищи начинает вырабатывать дофамин — вещество, отвечающее за удовольствие. Пока еда поступает в организм, мы испытываем удовольствие, блаженства. После этого, у нас всегда будет еда ассоциироваться с удовольствием. Таким образом, мозг обезопасил наш организм, и мы время от времени ищем «что бы перекусить».

    Органом вкуса является язык.

    Как только пища касается языка, вкусовые рецепторы фиксируют информацию и через нервные импульсы информация поступает в кору головного мозга, где, словно в лаборатории, происходит распознавание вкуса.

    Посмотрите на картинку… Что вы видите?…

    Да, лимон. А какие у вас ощущения? Получается вкусы сохраняются в памяти!

    Кстати, раньше люди думали, что язык змеи — это ядовитое жало.

    Фото с topnauka.ru

    Фото с phototopic.ru

    На самом деле рептилии используют язык для тех же целей, что и мы — всё пробуют на вкус. Змея касается предмета и берёт пробу со всего, что ей кажется любопытным.

    Различные части языка отвечают за разные вкусовые ощущения. Язык распознает четыре основных оттенка вкуса: сладкий, солёный, горький и кислый.

    Кончик языка распознаёт сладкое, корень языка– горькое, боковая часть – кислое, область между кончиком и боковой частью – соленое.

    Попробуйте протереть насухо кончик языка и лизнуть сахар… Что чувствуете?… Ничего. А теперь намочите слюной ваш сахар на языке. Какие ощущения?

    Только растворенные вещества могут вызывать ощущение вкуса.

    Твердые вещества в полости рта растворяются слюной . От чувствительных зон языка сигналы поступают в мозг, в специальный центр, где формируются вкусовые ощущения.

    Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Язык – один из сторожей нашего организма. Если ненароком возьмешь в рот, что-нибудь противное или несвежее, язык тот час донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышце рта, и ты не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

    Орган осязания — кожа

    Осязание – это распознавание предметов при помощи прикосновения. Орган осязания – кожа. На ней находится множество нервных окончаний, через которые человек воспринимает твердое и мягкое, холодное и теплое, гладкое и шершавое, сухое и влажное. Благодаря этим же нервным окончаниям человек испытывает чувство боли. Сигналы от нервных окончаний поступают в специальный мозговой центр, где формируются ощущения осязания.

    Кожа, оказывается, может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Кожа передаёт информацию к чему мы прикасаемся. Кожей мы можем почувствовать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар.

    Все раздражения чувствительных клеток передаются по нервам в головной мозг. Как же мозг не путает сигналы от разных органов чувств? Оказывается, по зрительному, слуховому или обонятельному нервам идут одинаковые сигналы. Важно, в какую область больших полушарий головного мозга они поступают.

    Итак, мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств. Их сигналы дополняют друг друга. Мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает.

    Рекомендую прочитать:

    интересный урок, спасибо вам!

    Спасибо! Очень нужная информация!

    • Елена Владимировна writes:

    Пожалуйста, Елена! Рада, что информация несет пользу кому-нибудь…

    • ьоалощоокаогшо writes:

    Спасибо! Узнал много нового.

    мне очень понравилась статья) так всё интересно! спасибо!

    Спасибо, очень все доступно.

    • Аноним writes:

    классно! Да круто,а ты тоже прощёл.

    Очень понравился доклад. Все доступно красиво и понятно. нет лишних фраз!

    Источник: http://www.klass39.ru/internet-urok-po-okruzhayushhemu-miru-organy-chuvstv-cheloveka/

    Конспект.Нос- орган обоняния

    Урок по познанию мира в первом классе. С помощью последовательных вопросов дети смогли определить тему урока. Каждый ученик высказывал свое мнение, даже порой и ошибочное. Много материала подобрано для развития критического мышления. Дети провели на уроке эксперимент "Дегустатор". По запаху они определили названия веществ.

    Просмотр содержимого документа

    Предмет: познание мира, 1 класс, дата: 15.10.14 г

    Тип урока Урок усвоения новых знаний.

    Дать детям элементарное представление о значении органов обоняния;

    Установить взаимосвязь органа обоняния с познанием окружающего мира;

    Учить соблюдать правила гигиены при уходе за носом;

     Способствовать развитию речи, логики, мышления.

     Развивать желание познавать окружающий мир.

    МО: словесный, наглядный, практический.

    ФОПД: индивидуальная, фронтальная.

    ТСО: учебник, дневник наблюдения, карандаши, рисунки цветов, фруктов,узелки , стикеры для самооценивания, презентация.

    1. Психологический настрой.

    Взялись за руки и побежим по лабиринту к новым знаниям.

    — Слушайте музыку и представляйте где мы бежим?

    — Остановились и посмотрите. Как вам больше нравится просто слушать или смотреть и слушать?

    -( Распылить освежитель воздуха) Что изменилось в классе?

    — Ребята, чем это у нас здесь пахнет? Расскажите о нем?

    2. Актуализация знаний.

    — А с помощью какого органа вы это определили? ( с помощью носа)

    — Какая тема нашего урока? Что бы вы хотели узнать о носе?

    -Покажите ваш нос? Расскажите о нем?

    3. Новый материал.

    — Я вам покажу схему носа, а вы расскажите об этом удивительном органе- носе. Мы отправимся "в путешествие", в глубь человеческого организма.

    — Посмотрите, как выглядит нос человека внутри (рассмотреть полость носа, носовые проходы, похожие на «лабиринты»).

    — Это носовая полость и носовые проходы. Сам воздух проходит по нижнему проходу и попадает через глотку нам в легкие. А частицы различных запахов и ароматов, которые находятся в воздухе, попадают нам в нос и проходят по верхним проходам и оседают на обонятельные рецепторы – это клеточки с волосками. Они улавливаю эти запахи, и передают их в мозг. И мы с вами можем определить, какой это запах и откуда. Это и есть — обоняние. Повторите это слово (обоняние).

    Узелок на память. Нос- орган обоняния.

    — Обоняние – это способность различать запахи. А нос – это орган обоняния. Лучше всех обоняние развито у животных. Для многих оно даже важнее, чем зрение. С помощью обоняния животные находят пищу, обнаруживают врагов, узнают друзей, свой дом. Например, собака помогает охотнику найти добычу, а вместе с пограничниками охраняет границы нашей Родины, ищет преступников и даже пропавших людей по следу, по вещам, предметам. Но есть люди, у которых обоняние лучше развито, чем у других. Они могут работать дегустаторами.

    Работа в прописи. Поменялись. Оцените смайликами.

    Узелок на память. Дегустатор.

    Работа в малых группах. ( Игра "Звери" — шепнуть на ухо каждому животное, количество животных по числу нужных групп; участники молча ходят по комнате и изображают свое животное; найдя такое же животное, надо взяться за руки и дальше искать остальных вместе; все ходят, пока не найдут всех членов своей малой группы.)

    Дегустатор – такая профессия, а нос – их орудие труда. И простывать дегустаторам нельзя. Дегустатор определяет и создает различные ароматы для разной продукции: духов, кремов, зубной пасты. Так же создает ароматы для продуктов питания: мороженое со вкусом банана или конфеты со вкусом клубники и др. продукты.

    — Ну, что уважаемые «дегустаторы», наденьте белые халаты, шапочки, бахилы на ноги. Не забудьте помыть руки (дети имитируют все движения).

    — Готовы? Прошу вас пройти в «лабораторию». Предлагаю вам изучить «новые» ароматы.

    (На столе расставлены стаканчики (закрытые крышечками) с наполнителями: сок чеснока, огурца, лука, цедра лимона, раствор кофе, ватки с ароматами духов. Также стоит баночка с гигиеническими палочками).

    Дети окунают в стаканчик палочку и определяют аромат: какой он, что можно сделать с этим ароматом, где можно его использовать, полезен ли он человеческому организму и т.д. Затем другой палочкой определяют аромат из другого стаканчика и т.д.

    Воспитатель с детьми обсуждает запахи их применение и назначение.

    — Молодцы! Хорошо справились с заданием. Настоящие «дегустаторы» и обоняние хорошо у вас развито. Вам все эти запахи нравятся? (Дети обсуждают.)

    — В мире существует очень много различных запахов. Одни нам знакомы, другие нет; одни нам приятны, а другие не очень; одни нам полезны, а есть и другие – опасные для нашего здоровья. Это запахи различных газов, химикатов, красок, бензина, даже дыма. При работе с такими опасными запахами рекомендуется носить защитные маски и стараться, как можно меньше находиться в помещении с этими веществами.

    — Что же могут вызвать у человека эти опасные запахи? (удушье, аллергию, воспаление слизистой носа и т.д.)

    Знакомство с индивидуальными средствами защиты.

    Воспитатель показывает на другом столе различные виды защитных масок: мед. повязка, респиратор, противогаз.

    — Может кто-то из вас знает, что это такое? (дети говорят, воспитатель уточняет)

    1. Это медицинская повязка – она защищает человеческий организм не только от микробов и вирусов, находящихся в воздухе, но и от неприятных запахов: гнили, химикатов, чистящих средств.

    2. Это респиратор – им пользуются маляры, строители при работе с красками, растворителями, бензином и др. веществами.

    3. Это противогаз – при загрязнении воздуха ядовитыми газами, а также во время пожара от едкого дыма, им пользуются пожарники. Зараженный воздух проходит через фильтр, там он очищается от ядовитых частиц, пыли, и чистым проходит через трубку к нам в легкие.

    — Тяжело дышится в этих масках, но зато, какая это защита.

    — Нос не только служит нам для обоняния, но и четкого произношения звуков, слов, фраз, речи.

    — Если нос заложен, не дышит, то человек плохо говорит.

    Зажмите свой нос рукой и произнесите фразу «Мама мыла раму».

    — Что получилось? (обсуждение проведенного эксперимента)

    Учитель помогает детям сделать вывод, по итогам эксперимента, что не только с помощью губ, рта, язычка, зубов, но и с помощью носа мы так четко и правильно говорим.

    Узелок на память. Нос- помогает четко говорить.

    Нос не только служит нам для обоняния, но и четкого произношения звуков, слов, фраз, речи.

    Расширение знаний о предмете (нос) в форме беседы.

    (С помощью картинки с изображением носовой полости дети знакомятся с взаимосвязью с другими органами: глаза, уши, горло)

    — Нос связан и с другими органами. Сколько различных ходов в носовой полости. Воздух попадает в легкие через глотку, и поэтому надо стараться дышать через нос, а не через рот, т.к. грязные частички, микробы, находятся в воздухе, застревают в начале носового отверстия и смазываются слизью. Накопившуюся слизь мы высмаркиваем в носовой платок, а еще воздух, проходящий через носовой проход, прогревается и попадает в легкие уже теплым.

    — Попробуйте подышать, сделайте сначала несколько вдохов ртом, а потом носом. Когда воздух был теплым? (когда вдыхаем через нос)

    Узелок на память. Дыши носом.

    — Посмотрите, как все связано. Если заболел нос: плохо дышит, все проходы забиты, то что получается? (мы не чувствуем вкус пищи, не ощущаем запахи, плохо говорим)

    Обсуждение проведенного эксперимента.

    — Если не лечить, то микробы, размножившись в носовой полости, попадают в горло, вызывая воспаление горла; и в ушную раковину вызывая болезнь – отит, а у глаз – конъюнктивит.

    — Как решить проблему со здоровьем? (Придется обратиться к врачу – отоларингологу (к лору), чтобы вылечить ухо, горло и нос; и к врачу – окулисту, чтобы вылечить глаза.)

    Узелок на память. Следи чтоб в кармане был платочек.

    Сценка из спектакля "Друзья Мойдодыра"

    Все в карман Андрюша тащит,

    И набить карман как ящик.

    Деревяшку- в карман

    Побрякушку- в карман

    И катушку- в карман.

    Все что надо- в карман

    Что не надо- в карман

    Нет в кармане пустяка…

    Дети (хором) Носового нет платка.

    — Ребята, поднимите руки, у кого носовой платок сейчас есть в кармане.

    Обучение точечному массажу.

    — Чтобы не болеть, я вам покажу один секрет. Есть на теле человека различные точки, при массаже этих точек человек может улучшить свое состояние здоровья.

    (Воспитатель показывает зоны расположения точек для дыхания. Дети массируют у себя эти точки).

    — После такого массажа дыхание у вас будет свободным, будет проходить насморк. Обязательно покажите эти точки своим родителям. Пусть они тоже помассируют свой носик.

    — И в заключение нашего «путешествия», я хочу показать вам вот эту небольшую коробочку (в коробке лежат картинки с изображением различных предметов: роза, шишка, кубики, машина и др.)

    — Давайте определим, может ли участвовать наш нос в общении с этими предметами (разбирая предметные картинки с детьми, воспитатель еще раз напоминает детям правила обращения со своим организмом, как заботиться о своем здоровье).

    Деление на пары ( по цвету стикера)

    — И в заключение нашего путешествия, я хочу показать вам вот эту небольшую коробочку ( в коробке лежат картинки с изображением различных предметов: роза, шишка, кубики, машина)

    — давайте определим, может ли участвовать наш нос в общении с этими предметами( разбирая предметные картинки с детьми)

    Зеленый — знаю все о носе, его функциях, гигиене носа, могу назвать и вызвать врача.

    Желтый- знаю все о носе, его функциях, могу вызвать врача, спрошу у товарища о гигиене носа

    Красный — плохо все запомнил, но все выучу.

    — Вот такой у нас с вами удивительный, любопытный и нужный орган – нос. И недаром в народе говорят:

    «Береги нос в большой мороз», «Держи нос по ветру», «Всякая птица своим носом сыта»,

    «Нос задирает, а в голове ветер гуляет»,«Не видеть дальше своего носа» и т.д.

    — Любите себя, свой организм, прислушивайтесь к нему, следите за своим здоровьем.

    Целевая аудитория: 3 класс

    Конспект.Нос- орган обоняния

    Автор: Цябус Наталья Николаевна

    Подтверждение авторства

    Пожалуйста, введите ваш Email.

    Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Источник: http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/uroki/konspiekt-nos-orghan-obonianiia