Скотоматы слуха

«АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНА СЛУХА Министерство образования и науки Украины Луганский национальный педагогический университет имени Тараса Шевченко Кафедра анатомии, . »

Е. Д. Боярчук, А. А.

Оглавление:

Виноградов,

В. И. Шейко, О. А. Виноградов

ФИЗИОЛОГИЯ

И ПАТОЛОГИЯ

ОРГАНА СЛУХА

Министерство образования и науки Украины

Луганский национальный педагогический

университет имени Тараса Шевченко

Кафедра анатомии, физиологии человека

Е. Д. Боярчук, А. А. Виноградов,

В. И. Шейко, О. А. Виноградов

ФИЗИОЛОГИЯ

И ПАТОЛОГИЯ

ОРГАНА СЛУХА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

(ПРОБНЫЙ ВАРИАНТ) Луганск «Альма-матер»

УДК 611. 85 (076) ББК 28. 706. 99р3 Б 86

И. А. Иванюра – доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии человека и животных Луганского педагогического университета имени Тараса Шевченка.

С. В. Вовк – кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии Луганского национального педагогического университета имени Тараса Шевченка.

Б 86 Боярчук Е. Д., Виноградов А. А., Шейко В. И., Виноградов О. А. Анатомия, физиология и патология органа слуха : учебное пособие для студентов высших учебных заведений (пробный вариант). – Луганск : Альмаматер, 2007. – 89 с.

Данное пособие представляет собой обширный материал, в доступной форме рассматривающий особенности строения отделов органа слуха, современные представления о природе звука и теории звуковосприятия. Особое внимание уделяется классификации патологий слуха с рассмотрением причин и профилактики, восстановлению слуха у детей.

Учебное пособие адресуется студентам, изучающим дисциплины биологического направления, а также рекомендуется для подготовки педагогов-логопедов.

УДК 611. 85 (076) ББК 28. 706. 99р3 Коллектив авторов, 2007 Альма-матер, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. СТРОЕНИЕ ОРГАНА СЛУХА.

Перепончатый лабиринт. 16 Кортиев орган.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО

ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВЫХ

ФИЗИОЛОГИЯ ОТДЕЛОВ ОРГАНА СЛУХА. 26 ТЕОРИИ ЗВУКОВОСПРИЯТИЯ. 31 ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХА. 35 ФУНКЦИИ ОРГАНА СЛУХА У ДЕТЕЙ. 40

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО

. 45 ГЛУХОТА ПРОВОДИМОСТИ. 48 ГЛУХОТА ВОСПРИЯТИЯ. 50 ГЛУХОТА СМЕШАННАЯ. 53

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛУХОТЫ В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ ЭТИОЛОГИИ ЗАБОЛЕВАНИЯ. 54 Глухота, обусловленная патологическими изменениями в наружном ухе. 54 Глухота, обусловленная патологическими изменениями в среднем ухе. 54 Отосклероз.

ГЛУХОТА ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. 60 Наследственная глухота. 60 Врожденная глухота.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СЛУХА У ДЕТЕЙ. 72

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ. 89

ПРЕДИСЛОВИЕ

Анатомия, физиология и патология органа слуха – ведущая дисциплина теоретической и практической подготовки студентов высших учебных заведений, будущих воспитателей, педагогов и логопедов.

В учебном пособии комплексное изучение функции с основами анатомии обеспечено последовательным изложением анатомических и физиологических сведений. Сначала представляется анатомическое строение органа слуха, затем излагаются функции основных структур органа слуха и их механизмы; после чего следует подробное описание возможных как врожденных, так и приобретенных морфофункциональных патологий органа слуха.

В современных условиях педагогвоспитатель, логопед должны владеть определенным объемом медико-биологических знаний.

Они нужны в первую очередь для осуществления современного медико-педагогического подхода к проблемам воспитания и обучения. Для успешного осуществления этой цели раскрываются причины и механизмы возникновения патологий органа слуха у детей.

Основная цель настоящего учебного пособия – дать студентам глубокие систематизированные знания, навыки и умения. Знание основ анатомии, физиологии и патологии органа слуха дает возможность педагогам, воспитателям и логопедам пользоваться научнообоснованными гигиеническими рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса. Использованные в пособии материалы помогут будущим воспитателям найти необходимые медико-педагогические подходы к детям, у которых есть дефекты слуха.

СТРОЕНИЕ ОРГАНА СЛУХА

Слух является субъективным восприятием механической энергии колебаний воздуха. Восприятию данной формы энергии служит специальный орган слуха. Орган слуха располагается внутри улитки, которая находится в пирамиде височной кости. Орган слуха состоит из 3-х отделов: наружного, среднего и внутреннего уха.

НАРУЖНОЕ УХО

К нему относится ушная раковина и наружный слуховой проход.

Ушная раковина представляет собой свободно выступающую на поверхности головы складку кожи, в основе которой лежит пластинка эластического хряща (рис. 1). Форма хряща в основном соответствует внешней форме ушной раковины. В области нижнего конца ушной раковины хрящ отсутствует и имеется хорошо развитый слой жировой клетчатки, образующий вместе с покрывающей ее кожей мочку уха.

Свободный край ушной раковины, загибаясь в виде желобка, образует завиток. На верхнем крае раковины завиток несет непостоянный (так называемый дарвинов) бугорок ушной раковины.

Вдоль края завитка располагается в виде желобка ямка – ладья, которая ограничена спереди валиком противозавитка. Противозавиток идет вверх, загибаясь, делится на две ножки, между которыми имеется треугольная ямка. Наружное слуховое отверстие спереди ограничено небольшим выступом – козелком.

Наружный слуховой проход является непосредственным продолжением ушной раковины, представляющий собой изогнутую трубку. Длина слухового прохода составляет 2,5 – 3,5 см. Внутренняя поверхность наружного слухового прохода выстлана кожей, особенностью которой является наличие сальных желез, а также желез, выделяющих ушную серу. Стенка наружного слухового прохода в начальном отделе (1/3) состоит из хряща и соединительной ткани, а на остальном протяжении (2/3) образована костной тканью височной кости.

На границе между наружным и средним ухом натянута барабанная перепонка (рис. 2).

Барабанная перепонка представляет собой соединительнотканную пластинку, наклоненную вперед и вниз, овальной формы. Барабанная перепонка имеет толщину около 0,1 мм, диаметр 9 – 11 мм. Со стороны наружного слухового прохода барабанная перепонка покрыта кожей, а со стороны среднего уха – слизистой оболочкой.

Большая часть барабанной перепонки более напряжена и называется натянутой частью.

Вверху на небольшом протяжении барабанная перепонка менее напряжена, образуя ненатянутую часть. Наружная поверхность барабанной перепонки несколько вогнута внутрь среднего уха и имеет вид воронки, так как центральная часть фиксирована у рукоятки молоточка и называется пупком барабанной перепонки

Перепонка обладает упругостью, оказывая сопротивление волне давления, которая распространяется через слуховой проход. Благодаря тому, что сопротивление барабанной перепонки является наименьшим при частоте 800 – 900 колебаний в секунду, и благодаря тому, что колебания барабанной перепонки очень быстро затухают, она является прекрасным передатчиком давления и почти не искажает форму звуковой волны.

СРЕДНЕЕ УХО

В состав среднего уха входят барабанная полость, слуховые косточки и слуховая труба.

Среднее ухо сообщается с носоглоткой посредством мышечнотрубного канала и с ячейками сосцевидного отростка.

Барабанная полость располагается в пирамиде височной кости, представляет собой щелевидную полость неправильной формы, емкостью в 0,75 мл. Она выстлана слизистой оболочкой, имеет 6 стенок и в ней располагаются слуховые косточки.

– покрышковая (крыша барабанной полости) или верхняя,

– барабанная (образована барабанной перепонкой) – наружная,

– сосцевидная (граничит с сосцевидным отростком) – задняя,

– сонная (здесь находится внутреннее сонное отверстие) – передняя,

– яремная (соответствует яремной ямке) – нижняя,

– лабиринтная (часть костного лабиринта внутреннего уха, на ней находится два отверстия: круглое и овальное) – внутренняя.

Слуховая труба соединяет полость глотки с полостью среднего уха. Она начинается на боковой стенке глотки глоточным отверстием слуховой трубы. При акте глотания глоточное отверстие открывается, что ведет к выравниванию давления в среднем ухе с наружным атмосферным давлением. Это обеспечивает одинаковое давление воздуха по обе стороны барабанной перепонки.

Слуховая труба имеет длину 3,5 – 4,0 см, а диаметр – 2 мм. В ней различают две части:

хрящевую – большую, занимающую 2/3 трубы и костную – меньшую, занимающую 1/3 трубы.

Хрящевая часть трубы образована гиалиновым хрящом и имеет форму желоба. С нижней стороны хрящ отсутствует, а вместо него имеется фиброзная ткань, образующая перепончатую пластинку. В области глоточного отверстия трубы ширина хрящевой части составляет 1 см, а толщина – 2,5 мм. На границе перехода хрящевой части в костную полость трубы суживается.

Просвет костной части постепенно расширяется в сторону барабанной полости. Костная часть слуховой трубы имеет просвет трехгранной формы, ее стенки образованы костной тканью пирамиды височной кости. Внутренняя поверхность слуховой трубы выстлана слизистой оболочкой.

Слуховые косточки. Внутри барабанной полости находится цепь, состоящая из трех косточек: молоточка, наковальни и стремечка (рис. 3). Косточки соединяются между собой подвижно. Между головкой молоточка и наковальни находится сустав. Наковальня и стремечко соединяются с помощью синхондроза.

Молоточек непосредственно срастается с барабанной перепонкой при помощи нижнего конца рукоятки. Различают головку молоточка, шейку молоточка, рукоятку молоточка и отростки. Наковальня имеет тело, длинную и короткую ножки. Стремя состоит из головки стремени, основания стремени, передней и задней ножек. Основание стремени при помощи соединительной ткани закрывает овальное отверстие.

ВНУТРЕННЕЕ УХО

Лежит в пирамиде височной кости и состоит из двух частей: наружного костного лабиринта и внутреннего перепончатого лабиринта.

Перепончатый лабиринт располагается внутри костного и повторяет его очертания. Между костным и перепончатым лабиринтами находится жидкость – перилимфа, которая оттекает в подпаутинное пространство. Внутри перепончатого лабиринта находится эндолимфа.

Костный лабиринт (рис. 4) состоит из 3-х частей:

1) средней – преддверия;

2) передней – улитки;

3) задней – три полукружных канала.

Рис. 4. Наружный костный лабиринт Преддверие представляет собой полость овальной формы, располагается между барабанной полостью и внутренним слуховым проходом.

На наружной стенке преддверия, обращенной к барабанной полости, располагаются – овальное окно, прикрытое основанием стремени, и круглое окно, закрытое так называемой вторичной барабанной перепонкой.

Три полукружных канала лежат в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Костные полукружные каналы имеют вид дугообразно изогнутых трубок. В каждом полукружном канале различают две костные ножки: одна расширенная – ампулярная, другая нерасширенная – простая.

Костная улитка имеет коническую форму (рис. 5). Различают основание улитки, имеющее ширину 7 – 9 мм, и купол улитки. Расстояние от основания до купола составляет 4 – 5 мм.

В центре костной улитки располагается стержень, который состоит из губчатой костной ткани. Верхушка стержня не доходит до купола улитки. Вокруг него располагается костная спиральная пластинка, которая делает 2,5 оборота.

Спиральная пластинка, поднимаясь к куполу улитки, заканчивается изогнутым краем. Стержень и костная спиральная пластинка закрываются костным каналом улитки, который прикрепляется к стержню, спирально загибается и образует 2,5 витка, поэтому его называют спиральным каналом улитки. Спиральный канал улитки имеет длину 28 – 30 мм и слепо заканчивается в области верхушки пирамиды.

1. Основание улитки.

3. Стержень улитки.

4. Костная спиральная пластинка.

5. Спиральный канал улитки.

7. Барабанная лестница.

8. Крючок спиральной пластинки.

Рис. 5. Строение костной улитки Диаметр просвета канала в начальном отделе широкий – 6 мм, у купола улитки суживается до 2 мм. Костная спиральная пластинка, находясь в центре костного канала, делит полость спирального канала на две части: верхнюю, называемую лестницей преддверия, и нижнюю, называемую барабанной лестницей. Лестница преддверия начинается овальным окном, поднимается по верхней поверхности спиральной пластинки до купола улитки, где в области крючка спиральной пластинки переходит в барабанную лестницу. Барабанная лестница идет по нижней поверхности спиральной пластинки до основания улитки, где сообщается с круглым окном, затянутым так называемой вторичной барабанной перепонкой. Таким образом, барабанная лестница и лестница преддверия сообщаются на куполе улитки.

Внутри стержня находятся щели (каналы), в которых располагаются нервные биполярные клетки (I нейроны слухового анализатора).

Перепончатый лабиринт имеет те же части, что и костный. Перепончатая улитка является местом распределения периферических аппаратов улиткового нерва. Она относится к органу слуха и образует спиральный орган. Перепончатая улитка располагается внутри спирального канала костной улитки и также образует 2,5 оборота. Представляет собой канал треугольной формы. У перепончатого канала улитки выделяют 3 стенки:

1) верхняя – преддверная или вестибулярная мембрана, смотрит в полость лестницы преддверия;

2) нижняя – основная мембрана, смотрит в полость барабанной лестницы, она является как бы продолжением костной спиральной пластинки.

3) наружная – прилегает к костной улитке (костному каналу).

Кортиев орган. На основной мембране располагается кортиев, или спиральный, орган (рис. 6). Это периферическая часть слухового анализатора. Он включает два типа рецепторных клеток: один ряд внутренних и три-четыре ряда наружных волосковых клеток.

Каждая рецепторная клетка увенчана пучком стереоцилий. Стереоцилии прикрепляются к нижней поверхности покровной мембраны. Волосковые клетки располагаются на опорных клетках, которые подразделяются на клеткистолбы, клетки Хензена, наружные поддерживающие (Клаудиса) и наружные фаланговые (Дейтерса). В кортиевом органетаких клеток, которые тянутся рядами вдоль завитков улитки по всей ее длине. Каждая нейроэпителиальная клетка одним концом фиксирована на основной мембране, второй ее полюс находится в полости перепончатого канала. На конце полюса нейроэпителиальной клетки находятся волоски, от 30 до 120 у каждой клетки, которые омываются эндолимфой. Волоски контактируют с подвижной покровной мембраной,

1. Лестница преддверия.

2. Барабанная лестница.

3. Спиральная пластинка.

4. Преддверная (вестибулярная) мембрана.

5. Наружная стенка перепончатого канала.

6. Основная мембрана (базилярная пластинка).

7. Перепончатый лабиринт.

8. Волосковые клетки.

9. Покровная мембрана.

Рис. 6. Кортиев орган расположенной над волосковыми клетками;

один ее край свободный, другой – прикреплен к основной мембране. Основная мембрана не одинакова по ширине: у человека вблизи окна преддверия ее ширина составляет 0,04 мм, а затем, постепенно расширяясь, по направлению к куполу улитки, она достигает в конце 0,5 мм.

Следовательно, основная мембрана расширяется там, где улитка сужается.

К каждой клетке подходит дендрит биполярной клетки и образует синапс. Аксон биполярной клетки образует слуховой нерв.

Звуковые волны, попадая в наружное ухо, ударяют по барабанной перепонке. Это колебание приводит в движение слуховые косточки. С основания стремечка колебание передается на перилимфу лестницы преддверья, а на верхушке улитки – на перилимфу барабанной лестницы.

Волна колебаний доходит до круглого отверстия, закрытого вторичной барабанной перепонкой, ударяется и откатывает назад. Колеблется основная мембрана. Волосковые клетки соприкасаются с покровной мембраной, происходит механическое раздражение, что вызывает возбуждение, которое по дендритам передается к телу 1 нейрона.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО

КОНТРОЛЯ

1. Строение ушной раковины.

2. Строение наружного слухового прохода.

3. Строение барабанной перепонки.

4. Строение барабанной полости.

5. Строение слуховой трубы.

6. Слуховые косточки.

7. Строение молоточка.

8. Строение наковальни.

9. Строение стремечка.

10. Строение внутреннего уха.

11. Строение костного лабиринта.

12. Строение преддверия.

13. Строение полукружных каналов.

14. Строение костной улитки.

15. Строение перепончатого лабиринта.

16. Строение кортиева органа.

17. Классификация нейроэпителиальных клеток.

18. Соединения слуховых косточек.

19. Мышцы среднего уха.

ФИЗИОЛОГИЯ СЛУХА

Слух представляет собой функцию организма, которая неразрывно связана по своему происхождению со звуком. Как физическое явление звук есть колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газах, жидкостях и твердых телах.

Звуковые волны, не будучи носителем значительной мощности и давления, возникают, однако, во множестве случаев одновременно с другими механическими явлениями, обладающими громадной энергией, способной нарушить или полностью разрушить целостность живого организма. Свойство звуковых волн определило в процессе эволюции животного мира появление специальных органов, способных реагировать на механические колебания. Развитие и совершенствование этих органов привело к возникновению специализированного приемника звуковых волн – органа слуха. Именно благодаря расширению возможностей восприятия колебательных процессов, сигнализирующих об опасности, существенно увеличились шансы на выживание.

Постепенно звуки стали оцениваться не только как сигналы об опасности, но и как сигналы общения между особями одного и разных биологических видов.

Звукопроводящий аппарат человека – это совершенная механическая система, способная отвечать на минимальные колебания воздуха, проводить их к звуковоспринимающей системе, где осуществляется первичный анализ звуковой волны. Основной путь доставки звуков к улитке – воздушный. При этом первоначальные колебания барабанной перепонки передаются слуховым косточкам и далее – окну преддверия.

Одновременно возникающие колебания воздуха барабанной полостью распространяются на вторичную барабанную перепонку окна улитки. Поскольку давление на окно преддверия превышает давление на окно улитки, то основание стремени в фазе сгущения звуковой волны вдавливается внутрь преддверия лабиринта, а вторичная барабанная перепонка окна улитки выпячивается в сторону барабанной полости. Второй путь доставки звуков к улитке – костный. В этом случае звуковая волна непосредственно действует на кости черепа.

ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ

Звуки и шумы состоят из простых тонов, которые называются составляющими частотами. В музыке они определяются как аликвоты, а в фонетике их называют формантами.

В гласных составляющие частоты представляют собой кратные числа по отношению к самому низкому тону, и, следовательно, они выше, чем основной тон. Составляющие тоны являются гармоническими по отношению к самому низкому тону.

Глухие согласные относятся к шумам, т.к.

составляющие тоны, участвующие в их образовании не являются гармоническими по отношению к самому низкому тону.

Звонкие согласные частично являются шумами, т.к. кроме гармонических тонов в их состав входят и негармонические частоты.

Частота звука измеряется количеством полных колебаний (циклов) в секунду – цикл/сек. Эту единицу называют также герцем – Гц. Частота обратно пропорциональна продолжительности периода колебания.

В акустике все колебания подразделяются на три категории: 1) дозвуковые колебания, или инфразвуки с частотами меньше 20 Гц; 2) звуковые, или собственно звуки с частотами от 20 доГц (20 кГц); 3) сверхзвуковые, или ультразвуки с частотами выше 20 кГц. Указанное подразделение колебательных процессов связано только с физиологическими особенностями человеческого органа слуха воспринимать колебания именно звуковых частот. Область слухового восприятия включает приблизительно 101/2 октав.

Высота звука определяется частотой колебаний первого гармонического тона, т.е. самого низкого тона. Способность к восприятию высоких тонов зависит от возраста человека. После 50-ти лет верхняя граница области слухового восприятия начинает опускаться, примерно до 5000 Гц.

С точки зрения физики, колебания, например, в 5 Гц или в 50 кГц ничем специфическим не отличаются от колебаний в 20 Гц или 20 кГц.

Порог слышимости звуков – это минимальное различие в высоте двух звуков, которое может быть воспринято человеческим ухом. Слуховой аппарат человека наиболее чувствителен к звукам с частотой колебаний от 1000 до 3000 Гц.

Диапазон слухового восприятия у животных гораздо шире. Например, собаки могут слышать высокие звуки частотой доГц.

Скорость распространения звука зависит от упругих свойств среды, в которой распространяется звуковая волна, и в меньшей степени от температуры и некоторых других факторов.

Например, скорость звука в воздухе при температуре 18 С равна примерно 340 м/с, а в морской воде при 0 °С – 1550 м/с. Таким образом, в воде акустическое сопротивление гораздо больше, чем в воздухе, и скорость звука также значительно выше.

Интенсивность, или сила звука представляет собой энергию, переносимую звуковой волной через единицу площади в единицу времени. Однако прямо измерение интенсивности связано с определенными трудностями, и при решении практических задач в качестве измеряемого параметра звукового поля обычно выбирают звуковое давление.

Звуковое давление характеризует силу, действующую на площадь, расположенную перпендикулярно движению частиц. Звуковое давление измеряется в барах. Бар – это давление, равное 0,987 атмосферы.

Минимальное давление звука, которое способно воспринимать человеческое ухо, составляетН/м2 или бар. Уровень звука при разговоре составляет примерно 0,1 Н/м2, а звук, вызывающий болевое ощущение, соответствуя давлению 30 Н/м2. В акустике пользуются значительно меньшей единицей измерения – микробаром (мкб).

Вместо абсолютных значений звукового давления часто используют понятие уровня звукового давления (L). Его выражают в децибелах (дБ) следующим образом: L = 20 lg(P/Po), где Р – среднее квадратичное значение звукового давлении; Ро – порог слышимости человека равныйН/м2 (относительный нуль).

Децибелы – логарифмические единицы, их применение делает возможным сравнение двух уровней звукового давления без знания абсолютных значений каждого из них. Повышение интенсивности в 10, 100, 1000,раз относительно пороговой составляет соответственно 10, 20, 30, 40 дБ.

Абсолютной единицей измерения интенсивности звуковой волны является – фон. Нулевой фон – это тон с частотой 1000 Гц и пороговой слышимостьюмкб.

Громкость простого тона зависит и от интенсивности и от высоты колебаний. Громкость двух тонов, имеющих одинаковую интенсивность и разную частоту, может быть различной.

Громкость является субъективным ощущением, поэтому она определяется по отношению к громкости тона с частотой 1000 Гц. Этот тон называется тоном сравнения. Единица измерения громкости называется соном; 1 сон соответствует 40 фонам.

Тембр звука зависит от частот тонов. Для правильной передачи речи необходим диапазон частот от 100 до 8000 Гц при интенсивности около 40 дБ. Для передачи музыки требуется более широкий диапазон – от 40 доГц при интенсивности около 70 дБ.

Шум и грохот представляют собой хаотические колебания, отличающиеся видом и интенсивностью. Шум состоит из большого количества тонов, частоты которых незначительно отличаются друг от друга, а амплитуда колебаний имеет одинаковую величину. Натуральные шумы – это шум моря, шелест листьев, шелест перевертываемых страниц и т.п. Если в состав шума входят лишь слышимые частоты, то такой шум называют «белым».

Грохот характеризуется большой интенсивностью и состоит из простых тонов, отдельные группы которых усилены. К грохотам относят уличный грохот, грохот машин, удары молотка и т.д. Шум и грохот мешают пониманию речи и отрицательно действуют на кортиев орган, вызывая так называемые акустические травмы.

ФИЗИОЛОГИЯ ОТДЕЛОВ ОРГАНА СЛУХА

Ушная раковина служит коллектором звуковых волн и определителем направления источника звука. Слуховой проход является не только проводником звуков, но и резонатором в диапазоне речевых частот от 2000 до 2500 Гц. Звук усиливается на эти частоты от 5 до 10 дБ.

В 1969 г. P. Nogier выдвинул гипотезу, согласно которой ухо напоминает по своему виду эмбрион, находящийся в утробе матери (рис. 7). Причем тело человека проецируется на ушной раковине так же, как проецируется на коре головного мозга.

Воздействием на определенные проекционные зоны ушной раковины можно вызвать направлен- Рисунок 7 ные рефлекторные реакции, которые оказывают терапевтический эффект при заболевании внутренних органов, нормализуют измененные функции нервной системы, воздействуют на психоэмоциональную сферу.

Точки на ушной раковине расположены строго закономерно. Название точек дается в соответствии с их связью или влиянием на определенный внутренний орган или функцию органа. Например, существуют точки сердца, печени, точка астмы, точка, регулирующая дыхание, точка, снижающая артериальное давление (рис. 8).

Точка на наружном ухе – небольшой участок кожи, имеющий определенные физиРисунок 8 ческие и физиологические характеристики. Измерения электросопротивления кожи показывают, что область точки приблизительно составляет 0,2 мм.

Поэтому массаж ушной раковины можно использовать при закаливании. Массаж ушной раковины нужно проводить не менее 2 – 3 раз в день. Начинать массаж ушной раковины необходимо с поглаживания сверху вниз. Затем переходят к легкому разминанию щипцеобразным методом: ушная раковина захватывается с обеих сторон подушечками первого третьего и четвертого пальцев и разминается между ними. После этого переходят к приемам массажа определенных точек и зон.

Среднее ухо представляет собой трехкосточковую звукопередающую систему, включая молоточек, наковальню и стремя, связанные с одной стороны с барабанной перепонкой, а с другой – с окном преддверия (овальным окном) внутреннего уха. Полость среднего уха заполнена воздухом. Слуховые косточки выполняют двоякую роль.

Их первая функция состоит в том, что они образуют систему рычагов, с помощью которых улучшается передача энергии колебаний из воздушной среды слухового прохода к перилимфе внутреннего уха. Благодаря тому, что площадь основания стремени, укрепленного в окне преддверия, значительно меньше площади барабанной перепонки, а также благодаря специальному способу сочленения косточек, действующих наподобие рычагов, давление на мембране овального окна оказывается примерно в 20 раз большим, чем на барабанной перепонке. Этот механизм увеличения давления является чрезвычайно целесообразным приспособлением, направленным на обеспечение эффективной передачи акустической энергии из воздушной среды в жидкую.

Вторая функция заключается в способности системы косточек изменять характер движения при больших интенсивностях звука. Когда звуковое давление приближается к величинам порядка 120 дБ (над порогом слышимости), человек начинает ощущать покалывание в ушах.

При таких интенсивностях звукового стимула существенно меняется характер движения косточек, что резко снижает функцию среднего уха.

В среднем ухе есть также специальный механизм, предохраняющий слуховой рецепторный аппарат от длительных звуковых перегрузок.

Достигается это сокращением мышц среднего уха, которых две: мышца, напрягающая барабанную перепонку, и стременная мышца. Рефлекторное сокращение этих мышц при действии звука большой интенсивности приводит к уменьшению амплитуды колебания барабанной перепонки, косточек среднего ухай, соответственно, к уменьшению звукового давления, передаваемого улитке.

Роль барабанной перепонки и слуховых косточек сводится к трансформации воздушных колебаний большой амплитуды и относительно малой силы через овальное окно в колебания ушной лимфы с относительно малой амплитудой, но большим давлением. Это связано с тем, что площадь подножной пластинки стремени (3 мм2) примерно в 20 – 25 раз меньше площади барабанной перепонки, и вся энергия, падающая на барабанную перепонку, концентрируется на меньшей поверхности основания стремени. К тому же благодаря рычажному механизму функционирования слуховых косточек сила, передаваемая на перилимфу, увеличивается еще примерно в 2 раза. Поэтому коэффициент трансформации, по новейшим данным, равен 20 – 25, так как только часть барабанной перепонки активно участвует в колебаниях.

Таким образом, слуховые косточки в нормальных условиях усиливают доставку звуков к окну преддверия, а при чрезмерно сильных звуках осуществляют защитную функцию с помощью слуховых мышц, прикрепляющихся к косточкам. Кроме этого, слуховые косточки выполняют аккомодационную функцию, обеспечивая наиболее выгодное натяжение отдельных элементов звукопроводящей системы среднего уха.

Одно из важных условий нормальной передачи звуков – отсутствие разности в давлении по обе стороны барабанной перепонки, что обеспечивается вентиляционной способностью слуховой трубы.

Внутреннее ухо. Звуковые волны, попадая в наружное ухо, ударяют по барабанной перепонке. Это колебание приводит в движение слуховые косточки. С основания стремечка колебание передается на перилимфу лестницы преддверья, а на верхушке улитки – на перилимфу барабанной лестницы. Волна колебаний доходит до круглого отверстия, закрытого вторичной барабанной перепонкой, ударяется и откатывает назад. Колеблется основная мембрана. Волосковые клетки соприкасаются с покровной мембраной, происходит механическое раздражение, что вызывает возбуждение, которое по дендритам передается к телу 1 нейрона.

В базальной части спирального органа располагаются рецепторные клетки, воспринимающие более высокие частоты, а в апикальной части (на вершине улитки) – клетки, воспринимающие только низкие частоты. Такой пространственный способ анализа частоты получил название принципа места. Однако представления о механизме, на котором основан такой способ кодирования, последние сто лет претерпели существенные изменения.

ТЕОРИИ ЗВУКОВОСПРИЯТИЯ

Еще в 1863 г. Г. Гельмгольц сформулировал резонансную теорию слуха, согласно которой разные частоты кодируются своим точным положением вдоль базилярной пластинки. Базилярная пластинка может действовать как набор поперечно натянутых эластичных резонирующих полос, подобных струнам рояля. Самые короткие из них в узкой части близ основания улитки резонируют в ответ на высокие частоты, а те, что лежат ближе к куполу, в расширенной части базилярной пластинки, – на самые низкие частоты.

Эта теория основывалась на том, что базилярная пластинка натянута по ширине и механическая связь по ее длине отсутствует, т. е. колебание одной части мембраны не должно передаваться соседним участкам.

Однако эти исходные предпосылки были опровергнуты в 50 – 60-е гг. ХХ столетия Д. Бекеши. Им прежде всего было доказано, что базилярная пластинка не натянута в поперечном направлении и что она имеет механическую связь по всей длине. Поэтому он предложил свою новую теорию, которую обычно называют теорией бегущей волны. Бекеши установил, что базилярная мембрана жестче всего у основания улитки, т.е. там, где она уже. По направлению к куполу ее жесткость постепенно уменьшается.

При колебаниях мембраны волны «бегут» от ее основания к куполу. Градиент жесткости мембраны заставляет волны двигаться от окна преддверия и никогда в обратном направлении.

Высокочастотные колебания продвигаются по базилярной пластинке лишь на короткое расстояние, а длинные низкочастотные волны распространяются довольно далеко. Первая, самая жесткая часть базилярной пластинки служит высокочастотным фильтром.

Таким образом, энергия коротковолновых колебаний рассеивается, шунтируется, так что они затухают недалеко от основания, тогда как длинные волны проходят весь путь до вершины.

Бегущая волна имеет наибольшую амплитуду на строго определенном участке мембраны в зависимости от частоты. И хотя сама волна движется, ее огибающая для данной частоты стационарна. Смещения пиков для высоких частот направлены к основанию, а для низких частот – к куполу улитки.

Электрические явления в улитке, регистрируемые в ее средах при отсутствии звукового раздражения и возникающие при действии звукового стимула, можно подразделить на две группы. В первую входит постоянный эндолимфатический потенциал. Хотя он регистрируется при отсутствии звука, обнаружены его существенные изменения при колебаниях основной мембраны (базилярной пластинки). Наличие эндолимфатического потенциала обеспечивает высокую поляризованность структур улитки, что приводит к высокой чувствительности механизма преобразования механической энергии в процесс возбуждения рецепторов.

Вторую группу электрических явлений, возникающих в улитке при действии звука, составляют микрофонный и суммационный потенциалы. Микрофонный потенциал впервые был обнаружен в спиральном органе кошки, а затем в органах слуха других млекопитающих. Он повторяет в ряде случаев форму звуковой волны.

Амплитуда микрофонного потенциала наиболее велика в тех участках улитки, которым соответствует максимум колебаний базилярной пластинки при данной частоте тона. С помощью внутриклеточного отведения была зарегистрирована активность одиночной волосковой клетки.

Она показала довольно острую настройку на характеристическую частоту.

В отличие от микрофонного потенциала суммационный потенциал воспроизводит не форму звуковой волны, а ее огибающую. Различают положительный и отрицательный суммационный потенциалы. Считают, что отрицательный суммационный потенциал связан с внутренними, а положительный и микрофонный – с наружными волосковыми клетками.

Заключительный этап деятельности улитки характеризуется возникновением импульсации в волокнах слухового нерва, иннервирующих рецепторные волосковые клетки. Характер этой иннервации достаточно сложен. Примерно 95 % сенсорных слуховых волокон связаны только с внутренними волосковыми клетками (у человека их всего 3500). Напротив, более многочисленные наружные волосковые клетки (у человека их более 20000) связаны только с немногочисленными сенсорными волокнами.

Таким образом, внутренние волосковые клетки обладают множественной иннервацией, которая, вероятно, обеспечивает большую надежность передачи, в отличие от разветвляющейся иннервации многих наружных клеток, которая связывает активацию волокна одной волосковой клетки с одновременной активностью соседних.

Полагают, что основной поток слуховых ответов идет через внутренние волосковые клетки, причем наружные клетки вносят определенный вклад в свойства сигналов.

Кроме афферентных волокон, несущих сенсорную информацию, к волосковым клеткам подходят также и эфферентные волокна. Они идут от клеток ядра верхней оливы в стволе мозга и образуют синаптические связи с волосковыми клетками. Стимуляция этих волокон вызывает угнетение ответов волосковых клеток.

Возможно, эти волокна каким-то образом защищают волосковые клетки от чрезмерного раздражения, но в остальном их функции остаются неизвестными.

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХА

Виды слуха. Способность улавливать различие между звуками различной высоты и интервалов называется релативным слухом. Им обладает большинство людей. Способность реагировать на высоту звуков возрастает у детей с возрастом и может значительно развиться благодаря занятиям музыкой. Способность оценивать длительность звука (чувство ритма), определять интенсивность и тембр звука называется музыкальным слухом. Немузыкальные люди, имеющие плохой музыкальный слух, реагируют значительно слабее на различия в высоте и интенсивности звуков.

Способность безошибочно определять высоту отдельного звука называется абсолютным слухом. Высшей формой абсолютного слуха является способность определять составные сложные звуки, аккорды.

Аудиометрия. Аудиометрическое исследование слуха заключается в определении кривой порога слухового восприятия в зависимости от высоты и интенсивности сигнала. Аудиометрия дает возможность:

1) определить остроту слуха в пределах полного диапазона слухового восприятия человеческого уха;

2) иметь представление о соотношении между костной и воздушной звукопроводимостью;

3) оценить пункт физиологической повышенной чувствительности к звукам, который находится на высоте 2048 Гц.

Результаты исследования слуха можно представить графически. Если на оси ординат будем откладывать уровень интенсивность тонов в дБ, а на оси абсцисс высоту этих тонов в Гц и потом соединим все точки показаний аудиометра, то получим кривую порога слухового восприятия – аудиограмму.

Рис 9. Аудиограмма правого уха нормально слышащего человека

На аудиограмме нормально слышащего человека (рис. 9) выделяют подъем кривой в пункте соответствующему звуку С4 (до четвертой октавы), который равен 2048 Гц. Это – место повышенной физиологической чувствительности.

Аудиометрическое исследование слуха можно производить при постоянной интенсивности раздражителя, изменяя лишь высоту тонов от 64 доГц. Таким образом можно получить горизонтальный разрез поля слухового восприятия и установить его верхнюю и нижнюю границы для определенной интенсивности. При исследовании с помощью этого метода выявляется потеря слуха в виде островков глухоты – скотоматов (рис. 10).

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Филиал в г. Прокопьевске (ПФ КемГУ) (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины (модуля) Возрастная физиология (Наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 49.03.01 Физическая культура (шифр, название направления) Направленность. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт биологии Кафедра анатомии и физиологии человека и животных С.Н. Толстогузов ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата), профиль подготовки «Физиология человека и. »

«РЕЦЕНЗИЯ На учебно-методический комплекс Повышения квалификации (ПП) специальности «Трансфузиология» Учебно-методический комплекс (УМК) профессиональной переподготовки (ПП) по специальности «Трансфузиология», состоит из дисциплин: специальных «Общие вопросы клинической трансфузиологии» и «Частные вопросы клинической трансфузиологии», «Практика»; смежных «Общественное здоровье и здравоохранение», «Анестезиология и реаниматология», «Реанимация и интенсивная терапия», «Гематология»;. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Прокопьевский филиал (ПФ КемГУ) (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины (модуля) Б2.Б.2 Анатомия и возрастная физиология (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 44.03.02.62 Психолого-педагогическое образование (шифр. »

«Юрий Владимирович Лизунов Михаил Александрович Бокарев Владимир Иванович Нарыков Гигиена водоснабжения. Учебное пособие http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=Владимир Нарыков, Юрий Лизунов, Михаил Бокарев. Гигиена водоснабжения. Учебное пособие: СпецЛит; СанктПетербург; 2011 ISBNАннотация В учебном пособии отражены все основные аспекты гигиены питьевой воды и питьевого водоснабжения: физиологическое и гигиеническое значение воды; вода и здоровье человека;. »

«РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологии кафедра анатомии и физиологии человека и животных Фролова О.В. БИОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления.68 Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных», «Экология человека». »

«Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Филиал в г. Прокопьевске (ПФ КемГУ) (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины (модуля) Б1.Б.8 Нейрофизиология (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 37.03.01.62 Психология (шифр, название направления) Направленность (профиль) подготовки Прикладная психология Квалификация. »

«ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Программа государственного экзамена для аспирантов по физиологии и методические рекомендации составлены в соответствии со следующими документами федерального и вузовского уровня: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 года № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным. »

«Содержание документа: Спецпрактикум для студентов профиля «Физиология» Спецпрактикум для студентов профилей «Биоэкология», «Генетика» Спецпрактикум для студентов профиля «Зоология» Спецпрактикум для студентов профиля «Ботаника» ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 10.06.2015 Рег. номер:(29.04.2015) Дисциплина: Спецпрактикум Учебный план: 06.03.01 Биология/4 года ОДО Вид УМК: Электронное издание Инициатор: Белкин Алексей Васильевич Автор: Белкин Алексей Васильевич Кафедра: Кафедра анатомии и физиологии. »

«ЗАПОРОЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ, ТЕРАПИИ И КАРДИОЛОГИИ ФПО МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ В НЕВРОЛОГИИ. УСРЕДНЁННЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ Методические рекомендации для врачей-интернов по специальности «Общая практика – семейная медицина», «Внутренние болезни» ЗАПОРОЖЬЕ-2015 Авторы: кандидат медицинских наук, Ревенько Алла Васильевна доцент кафедры семейной медицины, терапии и кардиологии ФПО Запорожского государственного медицинского университета. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт Кафедра экологии и генетики Кафедра зоологии и эволюционной экологии Кафедра анатомии и физиологии человека и животных А.Г. Селюков, В.С. Соловьев, И.В. Пак СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ БИОЛОГИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов по направлению подготовки 06.04.01 Биология. »

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра анатомии, физиологии человека и животных ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальностям«Биология»«Русский язык и литература»,«Родной язык и литература» Горно-Алтайск РИО Горно-Алтайского госуниверситета Печатается по решению методического. »

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 26.05.2015 Рег. номер:(21.04.2015) Дисциплина: Социальная и возрастная физиология и экология человека Учебный план: 06.03.01 Биология/4 года ОДО Вид УМК: Электронное издание Инициатор: Кыров Дмитрий Николаевич Автор: Кыров Дмитрий Николаевич Кафедра: Кафедра анатомии и физиологии человека и животных УМК: Институт биологии Дата заседания 24.02.2015 УМК: Протокол заседания УМК: Дата Дата Согласующие ФИО Результат согласования Комментарии получения согласования Зав. »

«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет защиты растений Кафедра физиологии и биохимии растений ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы Краснодар КубГАУ 2015 Составители: Федулов Ю.П. Пособия предназначено для оказания методической помощи при самостоятельной работе по дисциплине «Организация учебной деятельности в вузе и. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к проведению практических занятий КУРГАН 2004 Кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека Дисциплина: «Основы генетики» (специальности,), «Биология с основами экологии» (специальность) Составитель: доцент, канд. биол. наук О.А. Жилина Утверждены на заседании _ «» _ 200_. »

«Горбунова Е.В., Чертов А.Н.КОЛОРИМЕТРИЯ ИСТОЧНИКОВ ИЗЛУЧЕНИЯ Санкт-Петербург МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УНИВЕРСИТЕТ ИТМО Е.В. Горбунова, А.Н. Чертов КОЛОРИМЕТРИЯ ИСТОЧНИКОВ ИЗЛУЧЕНИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Санкт-Петербург Горбунова Е.В., Чертов А.Н. Колориметрия источников излучения. Учебное пособие. – СПб: Университе ИТМО, 2015. – 126 с. Приводятся теоретические основы и методики расчета цветовых координат и координат цветности излучения источника. Также в общем виде. »

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 08.06.2015 Рег. номер:(22.04.2015) Дисциплина: Психофизиология Учебный план: 37.03.01 Психология/4 года ОДО Вид УМК: Электронное издание Инициатор: Плотникова Марина Васильевна Автор: Плотникова Марина Васильевна Кафедра: Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеяте УМК: Институт психологии и педагогики Дата заседания 17.02.2015 УМК: Протокол №6 заседания УМК: Дата Дата Результат Согласующие ФИО Комментарии получения согласования согласования Зав. »

«Аннотации к методическим и учебным пособиям Факультет ветеринарной медицины Кафедра анатомии, физиологии домашних животных, биологии и гистологии Методические разработки Составители: Чопорова Н.В., Шубина Т.П. Сравнительно-анатомические особенности костей осевого скелета и их соединений: методические разработки. пос. Персиановский: Донской ГАУ, 2014. – 19 с.Аннотация: Методические разработки предназначены для студентов 1 курса по специальности.62 «Зоотехния» при изучении дисциплины. »

«ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» Кафедра технологии хранения и переработки растениеводческой продукции МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к лабораторно–практической работе на тему: «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПЛОДОВ И ОВОЩЕЙ» для студентов, обучающихся по специальности.65 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», и по направлению подготовки.62 (бакалавры) «Продукты питания из растительного сырья» Краснодар, 2011 Методические указания. »

«Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ) по направлению подготовки 06.06.01 Биологические науки профиль 03.01.04 Биохимия Присуждаемая квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь Присуждаемая ученая степень: Кандидат наук Санкт-Петербург, 20 Общие положения. 1.1. Основная. »

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник: http://metodichka.x-pdf.ru/15physiology/anatomiya-fiziologiya-patologiya-organa-sluha-ministerstvo-obrazovaniya-nauki-ukraini-luganskiy-nacionalniy-pedagogiche.php

Глухота (врожденная, приобретенная): причины, диагностика, как лечить

Нарушение слуха может быть представлено двумя группами заболеваний: глухотой и тугоухостью. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ими страдает 5% населения земли. Это 328 миллионов взрослых и 32 миллиона детей. Приводят к глухоте несколько причин, начиная от наследственности и заканчивая воспалительными процессами.

Глухота может быть врожденной и приобретенной. Некоторые ее виды излечимы, прочие, к сожалению, нет. Реабилитационные программы бывают наиболее успешными при своевременном выявлении глухоты и раннем обращении к специалисту.

Глухота и тугоухость: в чем разница?

Разные специалисты могут по-разному классифицировать потерю слуха. В современной российской практике принято разделять ее в зависимости от диапазона воспринимаемых децибел на:

При первых двух формах говорят о тугоухости, при последней степени – о глухоте. Также потеря слуха может быть односторонней и двусторонней. При двусторонней тяжелой глухоте больному присваивается III или II группа инвалидности.

Практически эти два заболевания различаются по тому, способен человек различать обращенную к нему речь или нет. Если пациент не слышит, когда ему буквально кричат на ухо, это глубокая потеря слуха. Критичный порог интенсивности воспринимаемого звука для тугоухости – 25 дБ, для глухоты – 80 дБ. Отдельно выделяют такое заболевание, как врожденная глухонемота, при котором человек не в состоянии воспринимать звуки в принципе.

Причины глухоты

Глухота может быть связана с двумя основными видами причин:

  1. Нарушение проведения звука, т.е. проблемы в том участке нервной системы, который отвечает за передачу сигнала от уха к головному мозгу. Такая глухота имеет название кондуктивной.
  2. Нарушение восприятия звука. За этими патологиями стоят проблемы, непосредственно связанные со слуховым анализатором (ухом и расположенными в нем нервами). В этом случае заболевание называют сенсоневральной или нейросенсорной тугоухостью.

Также причины глухоты могут быть:

К первой группе относятся:

  1. Гипоксия плода во время беременности и при рождении.
  2. Желтуха в неонатальный период.
  3. Некоторые перенесенные матерью во время беременности заболевания, в частности сифилис, краснуха.
  4. Наследственные заболевания являются причиной нарушений слуха приблизительно в 30% случаев. На данный момент открыто около ста генов глухоты, которые могут быть расположены в любой из неполовых хромосом.
  5. Прием матерью во время беременности препаратов с ототоксическим действием.

Приобретенная глухота может развиться в результате следующих факторов:

  • Воспалительные заболевания уха – отиты.
  • Прием препаратов с ототоксическим действием.
  • Травмы, наличие в ушном проходе инородных предметов.
  • Длительное воздействие шумов. Порог такого звукового излучения составляетДб и 4000 Гц.
  • Нарушение работы нервных клеток слуховых каналов в связи с возрастными изменениями.

Диагностические методы, применяемые в аудиологии

Первым шагом врача является сбор анамнеза больного. Поэтому даже если специалист не задает всех необходимых вопросов, на приеме важно обратить внимание на следующие признаки глухоты:

  1. Воспалительные заболевания, предшествующие снижению слуха;
  2. Перенесенные травмы уха и головы;
  3. Наличие шума в ушах и его характер;
  4. Присутствие таких временных или постоянных симптомов, как головокружение и тошнота;
  5. Улучшение слуха при определенных факторах, например, в шумной обстановке.

Далее обычно проводится исследование восприятия пациентом шепотной и громкой разговорной речи. В ходе него доктор просит повторять слова, которые он называет с разных сторон и на разном удалении от больного.

Более точно диагностировать степень нарушения слуха помогают камертональные тесты. Врач перемещает звучащий камертон вдоль ушной раковины и уточняет у пациента, в каком положении он слышит лучше, а также время, в течение которого он воспринимает звук. Тесты позволяют отделить кондуктивную и сенсоневральную патологии.

Звукопроведение исследуют методами аудиометрии. Для этого применяют специальные приборы — аудиометры. Тесты проводят в помещениях с шумоизоляцией. Пациенты слышат звуки разной частоты и громкости и констатируют свое восприятие. Это дает возможность установить степень патологии, а также участок, на котором нарушено проведение.

В детском возрасте рекомендуется использование диагностических тестов в игровой форме. До года звуки должны быть интересными для ребенка (его имя, кошачье мяуканье, собачий лай, детские песни, знакомые маленькому пациенту).

Лечение и реабилитационные программы

Большинство терапевтических методов по лечению глухоты для российских граждан на данный момент или сложно доступно или малоэффективно. Поэтому основным способом борьбы с заболеванием являются меры по реабилитации пациентов. Они сводятся к двум основным методам:

  • Слухопротезирование;
  • Обучение больного чтению по губам.

На данный момент ведутся активные исследования в области коррекции врожденных заболеваний у младенцев, вызванных гипоксией плода. MedPortal пишет: «Положительные результаты лечения нейросенсорной глухоты стволовыми клетками у мышей привели к тому, что Управление по продуктам и лекарствам США (FDA) разрешило начать исследования безопасности (I фаза) и эффективности (II фаза) такого лечения у небольшой группы детей». Это в будущем может дать шанс малышам, страдающим глухотой, вести полноценную жизнь.

Консервативные методы лечения

При незначительной глухоте могут помочь следующие терапевтические стратегии:

  1. Электростимуляция. Механизм ее воздействия на пораженные структуры уха и нервные волокна пока окончательно не выяснен. Известно только, что электрический ток может улучшить работу стременной мышцы, V, VII и X нервов, а также внутреннего уха. Кроме того, некоторые аппараты, вырабатывающие ток в терапевтических целях (Этранс, Трансаир, Нейротранс), способны стимулировать выработку эндорфинов, воздействуя на соответствующий отдел головного мозга. Эти вещества усиливают процессы репарации, регенерации во всем организме, в том числе применительно к нервной системе и уху.
  2. Прием опиоидных пептидов, а также нейросенсорных пептидов сыворотки крови человека. Исследования, посвященные изучению их активности при нейросенсорной тугоухости, проводились в России в конце 90-ых годов прошлого века. В эти годы было показано их положительное влияние на функцию слуха, но механизм их действия до сих пор не выявлен.
  3. Прием биостимулирующих сывороток и антиоксидантных препаратов (Биоселен, Аудиоинвит). Эти лекарственные средства способствуют восстановлению поврежденных структур уха. Их действие на данный момент активно изучается. Было показано, что Аудиоинвит способен улучшать слух пациентов при обратимых изменениях в 61% случаев, также он повышает успех слухопротезирования. На данный момент препарат сложно найти в открытой продаже, но некоторые клиники практикуют его применение.

Важно! Лечить глухоту лекарственными препаратами или при помощи физиометодов имеет смысл при одностороннем поражении.

Еще одним показанием является приобретенный характер заболевания. Например, клетки внутреннего и среднего уха, поврежденные после отита, частично могут быть восстановлены.

Установка слуховых аппаратов

Аппарат в большинстве случаев действует, усиливая звучащую речь. Качественные изделия практически не искажают ее, при использовании иных аудиопротезов звук может претерпевать достаточно сильные изменения. Современные модели способны автоматически регулировать громкость, чтобы избежать болевых ощущений у пациента.

Профессор Пальчун В.Т. пишет в одном из разделов своей книги, посвященном этому вопросу: «Наибольший положительный эффект от слухопротезирования бывает у лиц с поражением звукопроводящего аппарата, меньший – при нейросенсорной тугоухости». Однако больные из обеих этих групп могут существенно улучшить качество своей жизни, используя слуховые аппараты. Протезирование обычно не проводят при глухоте на одно ухо, поскольку способность воспринимать звуки при этом практически не страдает.

Необходимость коррекции глухоты следует не только из удобства пациента.

Важно! Со временем у страдающих этим заболеванием существенно ухудшается речь, поскольку они теряют способность слышать себя.

Глухие дети отстают в развитии, позже начинают говорить.

Обучение чтению с губ

Данный метод широко применялся еще в древности, судя по всему, им пользовались во времена античности, причем не для обучения глухих людей, а для совершения мистических ритуалов. Современные сурдологи применяют разные техники в зависимости от возраста и интеллекта больного. Два основных используемых метода – это аналитический (Шмальца-Фишера) и динамический (Мюллера). В первом случае люди, страдающие глухотой, сначала изучают последовательные позиции губ при произнесении гласных, а потом — согласных звуков. Упор в методе делается на развитие и тренировку внимания и зрения. В динамическом варианте Мюллера наиболее важным является смена позиции губ при переходе от одного звука к другому.

Одной из самых больших проблем является обучение чтению с губ детей, глухих с рождения. Развитие речи и коммуникационных навыков важны, поскольку они определяют во многом работу коры головного мозга и, конечно, социализацию ребенка. В Советском Союзе практиковался метод Рау, который сводится к демонстрации глухим детям картинок и проговаривании изображенных на них предметов. Этот же автор разработал принципы обучения речи при чтении с губ с применением логопедической коррекции.

Сегодня наряду с методами Рау широко используется сенсорное развитие с максимальным задействованием доступных ребенку органов чувств. Практика показала, что такие занятия способствуют стимуляции коры головного мозга глухих детей. Таких ребят также рекомендуется как можно раньше обучать чтению для формирования у них полноценного словарного запаса.

Профилактика глухоты

Основной профилактической мерой является массовое обследование пациентов в рамках стандартных осмотров. В России они проводятся ежегодно на большинстве предприятий и в государственных организациях. Лица, работающие в условиях постоянного шума, могут проходить медосмотр чаще. Дети обследуются отоларингологом в определенные возрастные периоды, еще в роддоме или в поликлинике в течение первого месяца проводится аудиоскриннинг, позволяющий выявить риск развития глухоты у каждого конкретного ребенка.

Необходимо избегать ототоксических препаратов во время болезни, если есть возможность воспользоваться другими лекарственными средствами. В

Важно! Вызывают ухудшение слуха при длительном приеме антибиотики-аминогликозиды: стрептомицин, неомицин, канамицин, гентомицин.

Также необходимо стремиться к снижению шумовой нагрузки на ухо. По возможности стоит избегать портативных прослушивающих устройств (плеер, iPad), ограничивать посещение громких концертов, при работе в цеху использовать бируши.

Еще одной неспецифической мерой профилактики является своевременное излечение воспалительных заболеваний уха – отитов, лабиринтитов и пр. Хронические инфекции могут серьезно повреждать способность к слуху, со временем приводя к полной глухоте.

Источник: http://uhonos.ru/uho/bolezni-uha/gluxota/