У ребенка дизартрия

Причины и методы лечения дизартрии у детей

Дизартрия у детей – это состояние, при котором нарушается произношение слов в результате поражения нервной системы. При этой патологии страдает иннервация речевого аппарата (языка, губ и мягкого неба).

Оглавление:

Отличительной чертой заболевания является нарушение всей речи в целом, а не только отдельных звуков.

Причины развития дизартрии

Заболевание встречается у 5% всех детей. Выделяют несколько важных факторов, способствующих возникновению дизартрии у ребенка:

  • внутриутробная гипоксия плода;
  • резус-конфликтная беременность;
  • тяжелые гестозы;
  • недоношенность;
  • асфиксия;
  • родовые травмы;
  • затяжная желтуха;
  • гидроцефалия;
  • опухоли головного мозга;
  • менингит;
  • энцефалит;
  • гнойный отит;
  • черепно-мозговая травма.

Довольно часто дизартрия у ребенка встречается в сочетании с детским церебральным параличом. Причины возникновения обеих патологий схожи и связаны с повреждением нервной системы малыша внутриутробно или в процессе родов. Нередко травмирующие факторы оказывают свое влияние в первые два года жизни, приводя к формированию дизартрии.

Не забывайте о регулярных врачебных осмотрах в первый месяцы жизни ребенка. Не пропустите болезнь!

Классификация дизартрии

Дизартрия у детей существует в нескольких разновидностях. Формы заболевания разделяются по расположению патологического очага.

Для этой формы заболевания характерен паралич мышц, непосредственно отвечающих за формирование речи. При такой патологии поражаются многие нервные волокна, в результате чего нарушается активность определенных групп мышц. Часто эта форма заболевания сопровождается нарушением глотания жидкой пищи и другими расстройствами. Артикуляция при этой патологии крайне невнятная, звуки практически не различаются между собой. Характерно отсутствие мимики.

Характеристика этой формы заболевания включает в себя паралич речевых мышц в результате повреждения структур головного мозга. Нередко такая патология сочетается с другими признаками повреждения нервной системы (непроизвольный плач или смех, наличие рефлексов орального автоматизма у ребенка старше 6 месяцев). Отличительным признаком этой разновидности дизартрии у ребенка является монотонная речь.

Характеризуется односторонним поражением структур коры головного мозга, что закономерно приводит к парезу или параличу речевых мышц. Симптомы заболевания включают в себя неправильное произношение отдельных слогов, хотя общая структура речи сохраняется.

Для этой формы заболевания характерно повреждение мозжечка – особой структуры головного мозга. При этом варианте заболевания речь ребенка становится растянутой, с постоянно меняющейся громкостью и тональностью.

Характеристика этого варианта дизартрии включает в себя поражение подкорковых структур, отвечающих за формирование речи. Подкорковая форма отличается невнятной и смазанной речью. У детей часто сочетается с гиперкинезами (патологическими движениями в различных группах мышц).

Чаще всего встречается при различных травмах у ребенка в возрасте до 2 лет. Для этой формы характерно сочетание нескольких причин и факторов, приводящих к формированию дизартрии.

Признаки дизартрии

Характеристика патологии заключается не только в выявлении причины и места поражения речевого аппарата, но и в определении степени тяжести болезни. Специалисты выделяют 4 формы заболевания, отличающихся по выраженности нарушений речи у ребенка.

Стертая дизартрия (I степень)

При этой форме заболевания дети не слишком отличаются от своих сверстников. Заболевание, как правило, выявляется в возрасте 4-5 лет. Симптомы патологии не слишком специфичны и могут маскироваться под другие схожие болезни нервной системы. При стертом варианте дизартрии родители замечают смешение, искажение или замену одних звуков другими. Очень часто малыши не могут выговорить свистящие и шипящие звуки. Многие дети испытывают определенные сложности в произнесении длинных слов, опуская часть звуков.

Стертая форма дизартрии очень похожа на дислалию, и даже опытным специалистам не всегда удается с первого приема выставить верный диагноз. Дислалия у детей характеризуется появлением различных дефектов речи при полной сохранности речевого аппарата. В противовес этому при дизартрии нарушена иннервация мышц, отвечающих за формирование речи у ребенка. Дислалия чаще обнаруживается у детей 6-7 лет и школьников, тогда как стертую дизартрию определяют несколько раньше.

Обнаружили у ребенка дефекты речи? Обратитесь к врачу!

Стертая дизартрия сопровождается и другими симптомами. У многих детей отмечается снижение интонационной окраски речи. Нередко голос приобретает характерный носовой оттенок. Большинство детей со стертой формой заболевания не способны имитировать различные звуки (например, подражать мяуканью кошки или мычанию коровы). Характерна монотонность голоса при рассказывании стихов или пересказе текста.

Стертая форма дизартрии является самым легким вариантом течения болезни.

II степень дизартрии характеризуется довольно понятной речью с выраженными дефектами произношения. Понять ребенка можно, однако для этого приходится прилагать определенные усилия. Лечение дизартрии наиболее эффективно именно на первой и второй стадиях заболевания.

В III стадии болезни речь малыша становится понятной только его родителям и некоторым близким людям. Посторонним разобрать слова ребенка бывает достаточно сложно.

В IV стадии речь малыша непонятна даже родителям или же вовсе отсутствует.

Диагностика дизартрии

Обследование детей с дизартрией включает в себя:

  • осмотр невролога;
  • консультацию логопеда;
  • ЭЭГ (электроэнцефалографию) и другие электрофизиологические методы;
  • транскраниальная магнитная стимуляция;
  • МРТ головного мозга.

Осмотр у логопеда состоит из нескольких этапов:

  • оценка имеющихся речевых нарушений;
  • определение расстройств, не связанных с артикуляцией;
  • оценка работы мимических и лицевых мышц;
  • исследование речи (произношение, ритм, темп и разборчивость);
  • оценка письменной речи (у детей старше 5 лет).

Лечение дизартрии

Успех коррекции заболевания во многом зависит от формы дизартрии, степени тяжести и наличия сопутствующей патологии. Легче всего поддается терапии стертая дизартрия. При этой разновидности болезни рекомендуется наблюдение у невролога, а также регулярные занятия с логопедом.

Лечение дизартрии обязательно включает в себя следующие этапы:

  • стимуляция физиологического дыхания;
  • развитие речевого дыхания (дыхательная гимнастика);
  • активизация речевого аппарата (в том числе гимнастика и массаж);
  • стимуляция мелкой моторики;
  • развитие голоса;
  • коррекция произнесения звуков;
  • развитие тональности и выразительности речи;
  • стимуляция речевой коммуникации.

В настоящий момент существует множество секций и кружков для детей с дефектами речи. В некоторых из них занятия проводятся в присутствии родителей. Также возможны индивидуальные занятия с логопедом.

Медикаментозное лечение назначается при выявлении неврологических заболеваний, способствующих развитию нарушений речи. При этом симптомы дизартрии у ребенка сочетаются с различными двигательными и сенсорными расстройствами. Лечение основного заболевания проводит невролог, после чего логопед занимается коррекцией речевых нарушений.

В терапии неврологических заболеваний активно используются ноотропные препараты. Такое лечение стимулирует умственную деятельность, улучшает память и внимание, а также повышает способность к обучению. Из наиболее популярных препаратов стоит отметить глицин, церебролизин, «Фенибут», «Пантогам» и «Энцефабол». Лечение ноотропными препаратами довольно длительное. Дозировка и кратность приема препаратов определяются врачом.

Не принимайте ноотропы без назначения врача!

Лечение дизатрии также включает в себя физиотерапию. Хороший эффект замечен от точечного массажа, ЛФК и лечебных ванн. Массаж ребенку обязательно должен делать специалист, разбирающийся во всех тонкостях терапии. Для лечения нарушений речи у детей также активно применяется иглоукалывание и другие методы воздействия на рефлексогенные зоны.

Большое значение в терапии заболевания придается контакту с родителями. Эффективное лечение дизартрии невозможно в изоляции. Родителям больного ребенка следует как можно больше времени уделять своему малышу и поощрять его попытки говорить правильно. Многие дети, стесняясь своего дефекта, замыкаются и предпочитают просто молчать. Родителям следует мягко и осторожно подвести своего ребенка к тому, что речь необходимо развивать, и вместе с малышом осваивать все упражнения, рекомендованные логопедом.

Прогноз заболевания зависит от формы и степени тяжести. Легкой степени дизартрия у детей хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов развить речь ребенка и помочь ему адаптироваться в окружающем мире. У стертой дизартрии достаточно благоприятный прогноз – вплоть до полной коррекции речи.

Профилактика заболевания заключается в предупреждении внутриутробной гипоксии плода, а также защите малыша от травм в процессе родов. Такие меры позволяют предотвратить повреждение головного мозга новорожденного, а значит, уберечь ребенка от дизартрии и других заболеваний нервной системы. При появлении первых признаков нарушения речи следует обратиться к врачу.

Вопросы и предложения:

Внимание! Копирование материалов сайта возможно только с разрешения администрации и с активной ссылкой на первоисточник.

Информация предоставляется с целью ознакомления. Самолечение может привести к нежелательным последствиям! При первых признаках заболевания обратитесь к врачу.

Источник: http://agushkin.ru/zdorove/dizartriya-u-detej.html

Формы дизартрии у детей, ее признаки и методики лечения заболевания

Наверняка вы встречали детей, которые говорят так, будто набрали в рот каши. Возможно, такой симптом есть и у вашего ребёнка. Скорее всего, он болен дизартрией. Что это такое, и поддаётся ли оно лечению? Будем разбираться.

Что за болезнь?

Дизартрией называют патологию речевого аппарата, причиной которого является малое снабжение тканей нервами из-за поражения заднелобного или подкоркового отделов мозга. Поскольку нервы обеспечивают связь речевого аппарата и ЦНС, сбой в их работе вызывает расстройство в работе органов речи.

Принято выделять 3 степени тяжести заболевания:

  • Лёгкая или стёртая. Дети не сильно отличаются от сверстников, однако, неловки, быстро устают при нагрузках, у них наблюдаются стойкие расстройства в звукопроизношении (в основном шипящих и свистящих звуков).Лечение детей со стертой дизартрии проходит легче и эффективнее.
  • Средняя или типичная. Проявляется в чётких речевых расстройствах.
  • Тяжёлая или анартрия. Полное отсутствие понятной речи при нормальном формировании органов и желании говорить. То есть у ребёнка достаточно знаний, позволяющих вести диалог, но говорить он просто не может.

Формы дизартрии и их признаки

Принято выделять 5 основных форм дизартрии в зависимости от очага поражения:

На этом изображении указана типология форм заболевания:

Бульбарная

Данная форма — одна из самых тяжёлых форм, встречающаяся крайне редко. По сути, это симптом бульбарного паралича, когда происходит поражение ядер 5 пар черепно-мозговых нервов, находящихся в бульбусе. Дети с таким диагнозом редко доживают до подросткового периода из-за поражений лёгких и сердца.

При заболевании наблюдаются серьёзные расстройства в расположении и работе надгортанника, голосовых связок, гортани и мягкого нёба. К примеру, последнее зачастую бывает опущено, вследствие чего пища может попадать в полости носа и ушей, что вызывает воспаления.

Симптоматика болезни выражена ярко, у ребёнка:

  • затруднено дыхание;
  • изменён тембр голоса (от гнусавости до писклявости);
  • не задействуются мышцы лица (у него не закрывается рот, он не можёт надувать щёки и т. п.);
  • есть паралич жевательных мышц;
  • постоянно наклонена голова.

Псевдобульбарная

Наиболее часто встречающийся вид болезни. По признакам форма похоже на бульбарную, но механизм у них разный. В этом случае страдают пирамидные и проводящие пути, из-за чего наблюдается:

  • повышенное слюноотделение;
  • сильное сжимание губ;
  • повышение тонуса лицевых мышц, особенно языка;
  • нарушение кровоснабжения языка.

При всём этом мышцы сильно напряжены, буквально сжаты в комок, а язык на ощупь холодный. Псевдобульбарная форма зачастую асимметрична, то есть одни мышцы развиваются нормально, а другие плохо.

Основным и самым частым признаком является монотонность речи. Иногда при псевдобульбарной форме может наблюдаться синкинезия, когда язык не двигается, но мышцы губ пытаются ему помочь.

Подкорковая

В 3 года в мозге начинают созревать подкорковые узлы, которые окончательно сформировываются примерно к 8 годам. Если до этого времени в подкорковых образованиях появляются какие-то патологии, может развиться подкорковая дизартрия, которую называют экстрапирамидной и гиперкинетической.

Заболевание характеризуется повышенным тонусом мышц, отчего последние становятся малоподвижными. У ребёнка появляются тремор и гиперкинез. При этом речь становиться невнятной, с характерным носовым произношением. Поскольку язык подрагивает, произношение и его темп нарушается, становится похож на заикающийся.

Мозжечковая

Исходя из названия, эта форма связана с поражением мозжечка. Тонус мышц при этом ослаблен, потому у детей с мозжечковой дизартрией страдает координация движений. Их речь можно сравнить с речью людей, находящихся в опьянении. Она растянута, часто меняет громкость, отмечается смягчение звуков.

Дети с мозжечковой дизартрией не сильно отличаются от здоровых, и исправить их дефекты можно при помощи обычных занятий.

Корковая

К появлению болезни ведёт поражение нижней трети центральной лобной извилины. Симптоматика ярко выражена и проявляется в:

  • неверном произношении большей части звуков;
  • плохой работе мышц артикуляционного аппарата;
  • замене слогов при сохранности структуры слова.

Причины детской дизартрии

Дизартрия чаще всего возникает либо на фоне других заболеваний, либо нарушений в развитии плода. Как пример причин возникновения можно привести:

  • Органические поражения ЦНС.
  • ДЦП.
  • Поражения головного мозга/его частей вследствие:
    1. внутриутроб. инфекции;
    2. токсикоза у матери;
    3. неправильно развивающейся плаценты;
    4. недоношенности;
    5. несовместимости резус-факторов ребёнка и матери;
    6. асфиксии;
    7. травм при родах;
  • Заболевания, которые перенёс ребёнок в раннем возрасте (менингит, энцефалит и подобные).

Диагностика дизартрии

Диагностика заболевания начинается со сбора анамнеза и определения физического и неврологического статусов пациента. Все эти манипуляции представляют собой стандартный опрос и осмотр врачом. Выясняется всё, что могло бы повлечь нарушения, например:

  • Были ли какие-нибудь заболевания у матери.
  • Как проходила беременность.
  • Как проходили роды и период новорождённости.
  • Какие заболевания перенёс ребёнок.

После сбора данных, врач-логопед заполняет речевую карту для детей с дизартрией. В этой карте указываю информацию о речевом развитии ребёнка от младенчества до времени обращения, например, такие аспекты:

  • Было ли гуление, и когда появились первые слова.
  • На каком уровне находится звукопроизношение, чтение и письмо.
  • Каково состояние общей и мелкой моторики.
  • Каковы плоды коррекционной работы.

Лечение

Независимо от возраста ребёнка и степени тяжести заболевания, последнее нуждается в комплексном лечении, включающем:

  • ЛФК;
  • занятия дыхательной гимнастикой дома;
  • массаж;
  • логопедическую коррекцию;
  • принятие медикаментов.

Рассмотрим каждый пункт в отдельности.

Лечебная физкультура

Упражнения направлены на развитие общей моторики. Лучше всего проводить их перед гимнастикой для органов речи и без обуви. Время занятий:минут, каждое упражнение повторить 3-10 раз. Ниже приведены общие упражнения, которые можно сочетать или полностью заменять другими:

  • Из положения стоя, ноги совместить, руки в стороны ладонями вниз. Повороты туловища.
  • Лёжа, руки вдоль туловища. Сделав глубокий вдох, приподнять голову и ноги, не отрывая таза от пола.
  • Стоя на коленях, руки на поясе. На вдох прогнуться назад, на выдох вернутся в исходное положение.
  • Сидя на ровной поверхности (пол, ковёр и т. п.), ноги немного разведены, руки на бёдрах, голова у груди. На вдох поднять туловище, при этом опираясь в поверхность руками и ногами и откинув назад голову. На выдох вернутся к исходному положению.
  • Лёжа, руки и носки упираются в пол, живот немного поднят над поверхностью. На вдох встать на вытянутых руках и ногах, на выдох вернуться к исходному положению.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика подбирается индивидуально, в зависимости от формы и степени дизартрии. Существует множество методик, но здесь приведём классическую, подходящую практически для всех форм:

  • Ребёнок должен закрыть рот и зажать 1 ноздрю пальцем. Дышать через вторую, а на выдохе мычать. Повторить несколько раз с обеими ноздрями.
  • Предложите ребёнку подуть на кусочки ваты, бумаги, чтобы превратить комнату в занесённый снегом лес. При этом губы должны сложиться в трубочку, а щёки не надуваться.
  • Надуйте вместе с ним шарики или подобные предметы. Вдох производится через нос.

Логопедическая работа

Для детей с дизартрией обязательны занятия у логопеда наряду с логопедической работой дома. Врач сам назначит курс лечения и подробно вам о нём расскажет. Скорее всего, это будут упражнения и гимнастика, направленные на:

  • выработку правильной системы дыхания;
  • развитие слуховых восприятия, памяти и внимания;
  • стимуляцию общей и артикуляционной моторики.

Массаж

Массаж делается очень осторожно, без усилий, чтобы не вызвать спазм. Каждая техника выполняется с лёгким разминанием.

В этом видео вы узнаете, как осуществлять артикуляционную гимнастику при дизартрии:

Массаж губ. Каждую технику выполнять 4-6 раз:

  • От средней части верхней, а затем и нижней, губ к уголкам двумя пальцами.
  • Произвести спиралевидные движения по верхней и нижней губе, а затем по средней их части.
  • То же, но волнообразными движениями.
  • Сделать пощипывание обеих губ.
  • Поглаживание по спирали верхней губы, нижней, а затем обеих сразу.
  • Лёгкое щипание срединной части обеих губ.

Массаж мягкого нёба. Выполнять по 4–6 раз:

  • От передних резцов до серединной части ротов. полости.
  • Постукивания от резцов до средней части нёба.
  • Зигзагообразные, по спирали, круговые и волнообразные поглаживания в этой же области.

Массаж языка. Выполнять по 3–5 раз:

  • Похлопывания и щипания от конца до серединной части языка.
  • Поглаживания в той же области.
  • Поглаживания по спирали.
Каждая из массажных техник направлена на расслабление органов речи и их стимуляцию.

Медикаментозное лечение дизартрии у детей

Лекарств именно от дизартрии как таковых пока нет.

Из серьёзных лекарств могут быть назначены:

Неплохие результаты показали такие лекарства:

Подводя черту

Поскольку дизартрия обязана своим появлением нарушениям работы мозга, трудно прогнозировать результаты лечения. Однако, если подойти к процессу серьёзно и комплексно, а также выявить болезнь на ранних сроках, можно добиться отличных результатов. Многие дети с диагностированной дизартрией посещают учебные заведения наряду со здоровыми детьми и слабо отстают от них в развитии.

Источник: http://gidmed.com/bolezni-nevrologii/narushenie-rechi/dizartriya-u-detej.html

Дизартрия у детей: причины, прогноз и лечение в 5 лет

Такой диагноз, как дизартрия у детей, лечение в 5 лет предполагает комплексное. Оно включает помощь психоневролога, занятия с логопедом и медикаментозную терапию. В наше время эта проблема довольно распространена, поскольку количество детей, появляющихся на свет с нарушениями деятельности нервной системы, увеличивается с каждым годом.

Описание и симптомы

Дизартрия — это заметное нарушение произношения, возникающее в силу слабой иннервации речевого аппарата из-за органического поражения ЦНС. При этом недуге затруднена подвижность органов, участвующих в речевой деятельности (губ, языка, мягкого неба, гортани), отмечается слабость речевой мускулатуры и дыхания, что затрудняет артикуляцию, поэтому страдает не просто произношение отдельных фонем, а речь в целом. Как правило, дизартрия возникает в детском возрасте, что приводит к сложностям в восприятии речи на слух, искажению произношения слов и как результат — нарушению навыков письма и чтения.

Дизартрия у детей не является самостоятельным недугом. Ее вызывают такие причины, как патологии внутриутробного развития, родовые травмы, расстройства нервной системы, нарушения мозгового кровообращения, инфекционные заболевания мозга, обширные интоксикации и др.

При таком недуге развивается обширный комплекс речевых и неврологических нарушений. Симптомы дизартрии можно выделить следующие:

  • речь нечеткая, смазанная, глухая;
  • часто ребенок говорит «в нос» или с «кашей во рту»;
  • голос тихий, слабый;
  • монотонность речи, отсутствие интонирования;
  • нарушен ритм дыхания;
  • сбивчивая речь, ускоренная или, наоборот, замедленная;
  • в тяжелых случаях наблюдается анартрия — неспособность произносить членораздельные звуки из-за поражения нервно-мышечного аппарата.

Нарушение артикуляции у детей может выражаться в повышенном или пониженном тонусе мышц речевого аппарата. Для ребенка характерно либо слишком сильное смыкание рта, ограничение движений, либо вялый язык, полуоткрытый рот, слюнотечение, ротовое дыхание. Затруднена артикуляция многих звуков, особенно согласных.

В силу сложности нарушения (мозговые поражения и т.п.) для дефектов речи при дизартрии характерна стойкость и трудность преодоления. Период автоматизации звуков довольно продолжительный, поэтому лечение дизартрия требует длительное. Детям с таким нарушением сложно воспринимать речь на слух, что затрудняет формирование словарного запаса и фонематический анализ и синтез. Это приводит к недоразвитию речи и дисграфии.

Степени развития недуга

Дизартрия у детей бывает легкой или тяжелой степени. Тяжелая обычно наблюдается у ребят с ДЦП и легко заметна. В речи наблюдаются сильные искажения, пропуски, замены звуков, она сложна для восприятия и понимания.

Порой родители уверены, что у ребенка нет проблем с речью, однако специалисты при поступлении в школу или при логопедическом обследовании обнаруживают у него стертую форму дизартрии (или легкой степени). При ней наблюдаются небольшие нарушения в работе мышц артикуляционного аппарата, некоторые фонетические дефекты. Речь ребенка в основном понятна, но она невнятная. В этом случае прогноз на восстановление артикуляции более благоприятен, нежели при тяжелой форме недуга.

Стертая дизартрия у ребенка не выделяет его резко среди ровесников, но есть ряд характерных особенностей. Такие ребята говорят невнятно, у них плохой аппетит, поскольку им сложно пережевывать твердую пищу — яблоки, морковь, мясо и т.п. С целью в любом случае накормить ребенка родители дают ему мягкую, перетертую пищу. Но такие действия, к сожалению, приводят к задержке развития речевого аппарата.

Мелкая моторика при стертой форме нарушения тоже страдает, а вместе с ней и гигиенические навыки, необходимые для воспроизводства точных движений. Ребенку трудно полоскать рот, поскольку слабый мышечный аппарат щек и рта это не позволяет. Нужно учить малыша надувать щеки, как будто во рту шарик, перекатывать воздух из одной половины рта в другую, втягивать щеки.

Дети-дизартрики с трудом застегивают пуговицы, отказываются зашнуровывать обувь. Это происходит вовсе не потому, что они ленивые или капризные. Им на самом деле тяжело это делать. Нужно развивать мелкую моторику рук, выполняя специальные упражнения, — пальчиковую гимнастику, перебирать крупы и т.п.

При стертой дизартрии у ребенка есть высокие шансы на полное восстановление речи, если коррекционная работа будет систематической и длительной. Это обеспечит будущему школьнику успешное обучение в общеобразовательной школе, а не в специальном учебном учреждении.

Коррекционные мероприятия

Диагноз ставит невролог, он проводит обследование и определяет конкретные лечебные мероприятия, учитывая возраст и состояние пациента. В большинстве случаев необходимо комплексное сопровождение — терапевтическое лечение и логопедическая коррекция. Дизартрию лечат с помощью таких методов воздействия, как: прием медпрепаратов, ЛФК, массаж (в том числе логопедический), артикуляционная гимнастика, работа с логопедом, иногда нетрадиционные методы терапии.

Лечение дизартрии у детей предполагает выполнение упражнений в специальных учреждениях и в домашних условиях. Проводятся коррекционные индивидуальные и групповые занятия по развитию мелкой моторики, улучшению звукопроизношения и дикции, ритмике, дыхательной гимнастике. Процесс это не быстрый, но он дает свои результаты. Желателен комплексный подход — совместная работа коррекционного педагога, логопеда и психоневролога, в таком случае прогноз на полноценное овладение речевой деятельностью более благоприятный.

В детской логопедии делается акцент на общее развитие свойств речи дошкольников: расширение словарного запаса, изучение грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения, работа с интонационной стороной речи. Это позволяет в дальнейшем в период начального школьного обучения избежать многих проблем при письме и чтении.

Что касается работы с детьми 5-6 лет, то коррекция дизартрии выполняется в логопедических группах детских садов или в дошкольных учреждениях специализированного типа. Благоприятный фон достигается применением нетрадиционных форм сопровождения: дельфинотерапии, иппотерапии, работы в сенсорной комнате с психологом или дефектологом, арттерапии и др.

Большую роль в успехе по преодолению речевых нарушений играет профилактика дизартрии с ранних лет жизни. Мероприятия включают предупреждение мозговых инфекций, черепно-мозговых травм, отравлений организма.

Если регулярно выполнять с ребенком артикуляционную гимнастику, упражнения по развитию мелкой моторики, проявляя терпение и настойчивость, в большинстве случаев речь восстановится. Рано начатое лечение дизартрии, развивающая работа и логопедическая коррекция обязательно приведут к положительным результатам.

Источник: http://elaxsir.ru/zabolevaniya/drugie-zabolevaniya/dizartriya-u-detej-lechenie-v-5-let.html

Что такое дизартрия: симптомы, формы заболевания и основы лечения у детей 5-6 лет

Дизартрией называют нарушения речи, вызванные различными заболеваниями нервной системы. Такие явления возникают из-за особенностей работы речевого аппарата, связанной с дефектами иннервации. При дизартрии органы речи недостаточно подвижны. Слабое развитие речевого аппарата приводит не только к неправильному произношению, но и к общей неразвитости речи, которая затрудняет обучение чтению и письму.

Отчего возникает дизартрия?

Дизартрию нельзя считать самостоятельной болезнью. Это симптом, сопровождающий различные заболевания. Дизартрия вызывается нарушением мозгового кровообращения, нейроинфекциями, демиелинизирующими заболеваниями.

У ребенка дизартрия часто бывает следствием перинатальных факторов, детского церебрального паралича. Нередко причинами возникновения дизартрии у детей до года являются:

  • болезни матери;
  • токсикоз при беременности;
  • родовые травмы;
  • кислородная недостаточность (гипоксия) плода;
  • несовпадение резус-факторов;
  • тяжелые роды, сопровождающиеся патологией, в том числе стремительные или затяжные;
  • асфиксия младенца;
  • преждевременные роды.

Такой распространенный симптом, как токсикоз при беременности, тоже может стать причиной

Дети дошкольного возраста также могут оказаться в группе риска. Осложнения на ЦНС может дать одно из следующих заболеваний:

  • тяжелые инфекции;
  • гидроцефалия;
  • черепно-мозговая травма;
  • сильное отравление.

Синдром дизартрии у детей

Дизартрия представляет собой не только дефекты в произношении — она выражается и в неречевых отклонениях. В грудничковом возрасте присутствуют следующие признаки:

  • малышу трудно сосать;
  • он часто срыгивает;
  • малыш поперхивается при кормлении;
  • сосание вялое.

У ребенка формируется нечленораздельная, малопонятная речь. Заболевание сопровождается поздним развитием: малыш не лепечет, первое слово начинает говорить между 2 и 3 годами. Определяется дизартрия по одному или нескольким признакам:

  1. Мышцы лица (особенно языка, губ, шеи) постоянно напряжены. Губы сомкнуты. Такое явление называется спазмом артикуляционных мышц.
  2. Мышцы лица вялые, рот полуоткрыт, язык малоподвижен. Ребенок разговаривает «в нос». Такое явление называется гипотонией артикуляционной мускулатуры.
  3. Повышенное напряжение мышц лица сменяется излишней расслабленностью. Это дистония артикуляционной мускулатуры.
  4. Произношение звуков нарушено. В зависимости от тяжести поражения ЦНС возможны различные степени дефектов звукопроизношения. Так называемая стертая дизартрия выражается в нечетком произношении или искажении некоторых звуков, речь кажется смазанной. Замена или пропуск звуков сигнализирует о более тяжелой форме заболевания, речь при этом бывает невыразительной, медленной и непонятной. Твердые звуки смягчаются, шипящие ребенок произносит сквозь зубы, присвистывая. Часто наблюдается боковое произношение. В тяжелых случаях при наступлении полного паралича наблюдается немота.
  5. Нарушения дыхания во время речи. Процесс говорения сопровождается укорочением вдохов, учащением дыхания, прерывистостью. Голос у ребенка тихий, монотонный и слабый, часто звуки произносятся в нос.

Если речь требует от ребенка сильного мышечного напряжения, присутствуют спазмы и затрудненное дыхание — это вполне может быть симптомом дизартрии

Характерной особенностью дизартрии является устойчивость дефектов, их очень трудно преодолеть. Вторичным проявлением дизартрии является нарушение слуховой дифференциации звуков. Трудность произношения приводит к недостаточному речевому общению, которое влечет за собой скудость словарного запаса и несформированность грамматического строя речи.

Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

Малыши, страдающие дизартрией, ведут себя не совсем так, как здоровые дети. Наблюдаются сложности с развитием мелкой моторики рук, поэтому дети не любят завязывать шнурки, им трудно застегнуть одежду на пуговицы.

Неразвитость моторики сказывается и на процессе обучения. Больные детки плохо держат карандаш, им трудно писать с равномерным нажимом, у большинства формируется неправильный, неразборчивый почерк. Они не любят пользоваться ножницами, так как это тоже вызывает у них затруднения.

Однако не следует самому ставить диагноз ребенку. Многие речевые отклонения объясняются менее опасными причинами. У 6-7 летнего ребенка может быть обнаружена дислалия. Это нарушение речи не связано с органическими повреждениями. При обнаружении дефектов речи необходимо просто сразу же обратиться к врачу.

Заболевание сопровождается нарушением музыкального слуха. Из-за этого детям трудно танцевать. Им сложно выполнять и физические упражнения.

Классификация дизартрии

В зависимости от того, какой участок мозга поражен, различаются и симптомы дизартрии. По комплексу симптомов и локализации пораженного участка различают несколько видов заболевания:

  1. Бульбарная дизартрия. Характерным признаком является отсутствие мимики. Часто заболевание сопровождается затруднением глотания, особенно жидкой пищи. Артикуляция невнятная, звуки трудно различимы. Поражены лицевой, тройничный, подъязычный, языкоглоточный и блуждающий нервы.
  2. Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется монотонностью речи, нередко непроизвольным плачем или смехом. Поражены структуры головного мозга, в первую очередь корково-ядерные проводящие пути. Псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной.
  3. Корковая дизартрия. Ребенок неправильно произносит слоги, но структура слов сохраняется. Поражены отдельные зоны коры головного мозга.
  4. Мозжечковая дизартрия у детей вызывает частые изменения громкости и тональности голоса, речь растянутая. Поражен мозжечок.
  5. Подкорковая дизартрия. Ребенок говорит в нос, речь неотчетливая и невнятная. Возможна патология в виде самопроизвольных движений в различных группах мышц. Поражены подкорковые структуры, контролирующие формирование речи.
  6. Холодовая дизартрия. Проявляется в виде дефектов речи, связанных с резким изменением температурного режима окружающей среды.
  7. Смешанная форма дизартрии. Часто является следствием травм у детей младшего возраста.

Существует и логопедическая классификация заболевания. Дизартрия у детей различается по степеням:

  • I – Стертая дизартрия. Выявляется в 4 — 5 лет. Стертая форма характеризуется смешением или искажением звуков. Затруднено выговаривание шипящих и свистящих звуков. Может наблюдаться у детей с нормальным психофизическим развитием. Диагностируется только специалистом. Стертая дизартрия легче других поддается лечению.
  • II – Речь ребенка понятна, но имеет выраженные дефекты.
  • III – Речь ребенка искажена настолько, что понятна только близким.
  • IV – Речь не формируется или непонятна.

Отсутствие мимики у ребенка может сопровождаться нарушением глотания, затрудненной речью. Все это считается симптомами дизартрии

Диагностика заболевания

Поставить диагноз и назначить лечение должны детский невролог и логопед. Для выявления синдрома дизартрии необходимо провести обследование. Основные процедуры при обследовании:

  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

Параллельно с этими исследованиями необходима и логопедическая оценка:

  • речи на наличие нарушений: общая оценка, ритм, темп, разборчивость произношения, правильность звучания отдельных звуков, словарный запас;
  • функционирования речевого аппарата: подвижность губ, движения верхней и нижней челюсти, спектр движений языка, правильность дыхания, состояние мягкого неба;
  • письма и устной речи.

Логопедическое исследование — неотъемлемая часть диагностики

Лечение дизартрии

Лечение должно быть комплексным. В первую очередь необходимо бороться с основным заболеванием, приведшим к появлению симптомов. Лечение включает медикаментозное воздействие, логопедическую коррекцию и реабилитационные мероприятия. Логопедические занятия по выработке речевых навыков состоят из:

  • развития мелкой моторики;
  • восстановления артикуляции при помощи специальных упражнений и массажа;
  • гимнастики для дыхательных органов;
  • коррекции произношения звуков;
  • работы над повышением выразительности речи;
  • активного речевого общения.

Лечить медикаментами следует основное заболевание. Показано применение ноотропов. Они помогают улучшить память, активизировать работу мозга. Применение медикаментов желательно сочетать с другими мероприятиями:

  • лечебной физкультурой;
  • массажем, в том числе точечным;
  • физиотерапией, включая лечебные ванны;
  • иглоукалыванием;
  • гирудотерапией.

Артикуляционная гимнастика и логопедический массаж — базовые занятия, которые можно практиковать как на приеме у логопеда, так и в домашних условиях

Лечебные мероприятия, которые можно проводить дома

По согласованию с врачом — логопедом и детским неврологом многие лечебные мероприятия можно проводить дома. Дома можно выполнять простую гимнастику для мимических мышц. Вот примерный список упражнений:

  • надувать и втягивать щеки;
  • надувать то одну, то другую щеку;
  • имитировать сосание;
  • открывать и закрывать рот, щелкая зубами;
  • зажать зубами кусок марли или бинта и удерживать их, когда взрослый осторожно старается вытянуть ткань;
  • облизывать губы;
  • сосать леденец или кусочек сахара.

Хорошо помогают тренировать речь скороговорки. Особенно полезны те, которые содержат плохо выговариваемые ребенком звуки.

Что дальше?

Результат лечения в значительной степени зависит от тяжести заболевания. Тяжелые формы трудно поддаются лечению, однако регулярные занятия помогут улучшить дикцию. Прогноз по дизартрии I и II степени положительный, речь может быть скорректирована практически полностью, до совершенно чистого произношения. Главное – систематически заниматься и не опускать руки.

Внимание! Вся информация на сайте предоставляется исключительно в справочных целях и носит ознакомительный характер. По всем вопросам диагностики и лечения заболеваний необходимо обратиться к врачу за очной консультацией.

Источник: http://vseprorebenka.ru/razvitie/narusheniya/dizartriya-u-detej.html

Дизартрия у детей

Этот диагноз пугает большинство родителей. Однако в наше время и с таким недугом можно справиться при условии своевременного выявления и адекватной терапии. Итак, узнаем о том, что это — дизартрия, каковы ее признаки, почему она возникает, как и всегда ли можно вылечить это заболевание?

Что такое дизартрия: симптомы и причины

Так называются нарушения в произношении слов, которые происходят по причине недостаточной иннервации речевого аппарата. Речь идет о связи клеток с нервными окончаниями. У ребенка при этом наблюдается ограничения подвижности языка, губ, мягкого нёба. Это затрудняет артикуляцию, то есть произношение.

Почему же возникает недостаточная иннервация? Причин этого может быть несколько:

  1. Органическое поражение центральной нервной системы. При этом мускулатура лица в той или иной степени ограничена в движении. Так происходит при детском церебральном параличе, то есть нередко встречается дизартрия у детей с ДЦП.
  2. Поражения головного мозга либо его отдельных участков. Чаще всего специалисты констатируют именно эту причину недуга. А она уже может быть обусловлена недоношенностью ребенка, внутриутробной инфекцией, резус-конфликтом мамы и малыша, родовыми травмами, асфиксией, сильным токсикозом.
  3. Менингит и энцефалит, которыми переболело дитя.

Поскольку заболевание связано с нарушениями в работе ЦНС, для постановки диагноза необходимо тщательное обследование юного пациента в условиях стационара. На сегодня разработаны эффективные методы ранней диагностики заболевания. В обследовании ребенка принимают участие психотерапевты, логопеды, психологи, дефектологи, терапевты, педиатры.

Что же должно вызвать у родителей подозрение? Есть некоторые признаки дизартрии у ребенка, позволяющие папе и маме заподозрить заболевание на ранней стадии. Кроме нарушений в произношении звуков наблюдаются:

  1. Разный речевой темп и ритм, сбои в речевом дыхании.
  2. Слабость артикуляционных мышц. Это проявляется слишком плотным сжатием губ или самопроизвольным вываливанием языка наружу, повышенным слюноотделением.
  3. Кажущийся гайморит. Малыш постоянно говорит «в нос», но его гайморовы пазухи чисты, насморка нет.
  4. Искажение и пропуск звуков в словах, часто «съедаются» сразу несколько согласных.
  5. Утихание речи в конце фраз, а в середине порой кажется, что ребенок поперхнулся.
  6. Высокий и писклявый голос, который звучит неестественно.
  7. Отсутствие мелодичности речи. Девочка или мальчик говорят монотонно и медленно либо у них быстрый и невнятный поток слов, которыми они как бы захлебываются.

Если родители внимательные, то уже в раннем дошкольном возрасте (до трех лет) заметят вышеуказанные признаки недуга. Не стоит надеться на то, что с возрастом все пройдет, что малыш выговорится. Нужно поспешить к специалистам, чтобы по возможности успеть исправить ситуацию к школьному возрасту. Некоторые формы дизартрии успешно лечатся, для других же существуют коррекционные программы и специализированные формы обучения.

Виды дизартрии

Виды этой патологии, которых существует несколько, зависят от того, какая именно часть артикуляционного аппарата поражена, и какие нарушения вызывает этот недуг. По этому принципу выделяют следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная — обусловлена местным параличом мышц, которые участвуют в артикуляции. Этот вид недуга сопровождается трудностями глотания.
  2. Мозжечковая. Поражение мозжечка проявляется растянутой речью и меняющейся громкостью.
  3. Корковая — является следствием поражения зоны коры головного мозга, которая отвечает за мышцы, участвующие в артикуляции. Корковая дизартрия сопровождается неправильным произношением слогов. При этом сохраняется общая структура слова.
  4. Экстрапирамидная. Ее еще называют подкорковой или гиперкинетической. Такой вид дизартрии возникает при нарушениях в подкорковых узлах. Он отличается невнятной и смазанной речью. Кажется, что у ребенка гайморит.
  5. Паркинсоническая — проявляется невыразительной и замедленной речью.
  6. Псевдобульбарная. Ее диагностируют при центральном параличе мышц. Главный признак этого вида дизартрии — монотонность речи.
  7. Экстрапирамидная — возникает при поражении отделов головного мозга, которые отвечают за функции лицевых мышц.
  8. Стёртая. Эта форма заболевания проявляется нарушением произношения свистящих и шипящих звуков.
  9. Холодовая — бывает симптомом миастении и проявляется нечеткостью детской речи при понижении или повышении температуры воздуха.

Различные формы речевого нарушения требуют индивидуального подхода в каждом случае и комплексного лечения. Его прогноз может составить только специалист после точной постановки диагноза и наблюдений за ходом терапии на начальном этапе.

К примеру, стёртая и холодовая дизартрия лечатся довольно успешно и оперативно. А вот бульбарная и псевдобульбарная даже при интенсивной и адекватной терапии могут остаться на всю жизнь.

Как лечить дизартрию у детей

Чаще всего это нарушение речи исправляется логопедом, если выявлено вовремя, и его степень легкая. Логопедическая коррекция — это специальные занятия с составлением речевой карты, планом занятий. Логопед выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики, физиологического дыхания, формирует выразительность речи. Вместе с родителями он работает над развитием речевой коммуникации.

Для устранения легкой формы дизартрии с детьми проводятся индивидуальные либо групповые занятия. Сложные формы недуга необходимо лечить комплексно, с назначением медикаментов, в сотрудничестве логопеда и родителей. Для детей с дефектами речи существуют специализированные школы.

Медикаментозное лечение

Чаще всего для терапии дизартрии назначаются ноотропные препараты. Медикаменты этой категории влияют на высшие функции мозга: улучшают умственную деятельность, память, облегчают обучение, стимулируют интеллектуальную деятельность дошкольника. Среди таких препаратов Пантогам, Энцефабол, Глицисед, Семакс, Фенибут, Церебролизин, Церепро.

Лечение в домашних условиях

Родители должны выполнять все рекомендации психолога, невролога и логопеда, заниматься с ребенком и дома. Как правило, коррекционные педагоги рекомендуют в домашних условиях выполнять определенный комплекс упражнений:

  1. Надувание губ и щек с удерживанием воздуха.
  2. Поочередное надувание щек, перекатывание воображаемого мячика.
  3. Движения нижней челюстью в стороны, выдвигание ее вперед.
  4. Втягивание щек, имитация сосательных движений ними.
  5. Прикусывание зубами марлевой повязки.
  6. Облизывание губ языком в разные стороны.

Также регулярно необходимо проговаривать с ребенком специальные потешки и скороговорки для развития звукопроизношения.

Массаж

Его цель — улучшение состояния речевого аппарата ребенка. Логопедический массаж устраняет повышенный и пониженный тонус мышц, улучшает технику произношения слов, активизирует возможности артикуляции. Такая манипуляция должна выполняться дефектологом или логопедом, при этом у ребенка не должно быть противопоказаний к ее проведению. А это стоматит , инфекционные вирусные недуги, герпес , рвотный рефлекс.

Инструментами логопеда для выполнения массажа служат зонды в виде шариков, усиков, грибков, улиток. Зондовый массаж выполняется в положении ребенка сидя и лежа.

Последствия и прогноз

Положительные результаты в терапии нарушения речи возможны при своевременно начатой и регулярной логопедической работе. Огромное значение имеет сотрудничество родителей и специалистов, их взаимные усилия, направленные на улучшение работы артикуляционного аппарата ребенка. Овладев навыками четкой и правильной речи, дети могут обучаться в общеобразовательной школе. При необходимости они могут получать логопедическую помощь в учебном заведении или детской поликлинике.

Если дизартрия выявлена поздно или имеет место ее тяжелая форма, то возможно только улучшение речевой функции. Для социализации таких детей огромное значение имеет преемственность логопедических учреждений — детского сада и школы, содружество невролога, логопеда, массажиста, психоневролога.

Когда речь идет о детях с перинатальным поражением головного мозга, то медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии должна начинаться с первых месяцев жизни. Родители малышей с таким диагнозом должны регулярно посещать детского невролога, педиатра, проходить все назначенные исследования.

Профилактика дизартрии в дошкольном возрасте — это предупреждение травм головного мозга, нейроинфекций, токсических воздействий.

Добавить комментарий

Читайте также:

Дошкольное воспитание и образование

Методики обучения детей

Безопасность детей дома

Развитие ребенка в 4 месяца

Развитие мелкой моторики у детей

Как правильно выбрать детское автокресло

Вопрос — ответ

Последние статьи

Можно ли есть петрушку при грудном вскармливании

Элевит при грудном вскармливании

Можно ли делать татуаж при грудном вскармливании

Копирование информации без письменного

разрешения и гиперссылки на источник запрещено.

Внимание! Самолечение может привести к нежелательным последствиям! Проконсультируйтесь с врачом!

Источник: http://nashidetki.net/vospitanie-detej/dizartriya-u-detej.html

Дизартрия

Дизартрия – расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Дизартрия

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии. В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Причины дизартрии

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов, родовые травмы, асфиксия при рождении, ядерная желтуха новорожденных, недоношенность и др. Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой травмы, тяжелых интоксикаций.

Классификация дизартрии

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

  • бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
  • псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
  • мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
  • корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.

2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.

3 степень — понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.

4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Симптомы дизартрии

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Характеристика клинических форм дизартрии

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизаритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Диагностика дизартрии

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии, электромиографии, электронейрографии), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.

Логопедическое обследование при дизартрии включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Коррекция дизартрии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика дизартрии

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Дизартрия — лечение в Москве

Cправочник болезней

Нарушения речи

Последние новости

  • © 2018 «Красота и медицина»

предназначена только для ознакомления

и не заменяет квалифицированную медицинскую помощь.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysarthtia